Электронное декларирование – путь к уголовному делу?

26 апреля, 2017 Информационные письма

За последние несколько недель проблемы с подачей электронной декларации лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления в соответствии с ЗУ «О предотвращении коррупции», подняли немало шума.

Представители власти вставали даже в два часа ночи, чтобы вовремя подать декларацию через систему, которая почему-то не «хотела» принимать декларации или просто была «в шоке» от сведений, которые в них содержатся.

При этом такой ажиотаж ответственности связан с тем, что за несвоевременную подачу декларации ст. 176-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа

«от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан».

То есть в размере от 850 грн до 1700 грн (поскольку НМДГ = 17 грн).

Однако нужно ли этих штрафов на самом деле бояться?

Так, представители власти без каких-либо угрызений совести задекларировали миллионы гривен и долларов США наличными, роскошные авто, картины и даже брендовые сумочки стоимостью более 50 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц.

Такая честность связана с тем, что в Примечании к п. 3) ч. 1 ст. 46 ЗУ «О предотвращении коррупции» указано, что:

«Декларирование ценного движимого имущества, указанного в этом пункте (кроме транспортных средств и других самоходных машин и механизмов), права на которое получены до подачи субъектом декларирования первой декларации согласно требованиям данного Закона, осуществляется с обязательным указанием информации о приобретении такого имущества до начала периода осуществления деятельности по выполнению функций государства или местного самоуправления, или в такой период. При этом указание данных касательно его стоимости и даты приобретения в собственность, владение или пользование не является обязательным».

Указанная норма была прочитана многими субъектами декларирования как право на «нулевое декларирование» – подал себе декларацию с чрезвычайными доходами и имуществом, за которое якобы не надо отчитываться, и спи спокойно. Однако не дочитали представители власти закона. Никакого «нулевого декларирования» законом не предусматривалось: ни одна норма не указывает на отсутствие ответственности за декларирование имущества, с которого не уплачены налоги, или полученного незаконным путем.

Указанное следует также из самой сути «нулевой декларации» – ее идея заключается в своего рода компромиссе, когда государство позволяет задекларировать все имущество (законное/незаконное) и уплатить с него, например, налог в размере 5 % после чего имущественная и налоговая история человека начинается «с чистого листа». Однако такое декларирование пока что существует на уровне законопроектов, которые, в случае принятия, будут касаться всех без исключения граждан, а не только представителей власти.

Таким образом, электронная декларация ≠ нулевая декларация.

В свою очередь, самим ЗУ «О предотвращении коррупции» в ст. 48 закреплено, что:

«1. Национальное агентство проводит касательно деклараций, поданных субъектами декларирования, такие виды контроля:
1) касательно своевременности подачи;
2) касательно правильности и полноты заполнения;
3) логический и арифметический контроль».

При этом в случае обнаружения в декларациях несоответствий по результатам логического и арифметического контроля – такая декларация в соответствии со ст. 50 ЗУ «О предотвращении коррупции» подлежит «обязательной полной проверке».

Таким образом, указанный в законе логический и арифметический контроль осуществляется согласно недавнему утвержденному Решению Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 10.02.2017 года № 56 Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления (далее – «Порядок»).

Согласно предписаниям п. 7 Раздела II Порядка:

«7. Логический и арифметический контроль декларации, который проводится автоматически с помощью средств программного обеспечения Реестра, содержит следующие составляющие:

1) контроль соответствия сведений декларации (далее – Cоставляющая-1) — сравнение составляющих информации, которая указана в декларации, с целью установления их соответствия и/или несоответствия друг другу, что осуществляется после подачи декларации;

2) контроль соответствия сведений декларации сведениям баз данных (далее – Составляющая-2) – сравнение сведений, которые указаны в декларации, которая проходит полную проверку, со сведениями в других декларациях этого субъекта декларирования, сведениями из реестров, баз данных и других информационно телекоммуникационных систем государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, которые могут содержать информацию об отдельных объектах декларирования (далее – соответствующие базы данных), что осуществляется после подачи декларации».

Составляющая-1 осуществляется согласно утвержденному решению Национального агентства правилами логического и арифметического контроля деклараций.

Декларации, поданные до утверждения Национальным агентством правил логического и арифметического контроля деклараций, считаются такими, которые прошли логический и арифметический контроль в части Составляющей-1.

Составляющая-2 осуществляется согласно утвержденному решению Национального агентства правилами автоматизированной проверки деклараций и их весовых коэффициентов (далее — Правила автоматизированной проверки).

Логический и арифметический контроль в части Составляющей-2 не проводится до утверждения Национальным агентством Правил автоматизированной проверки и обеспечения технической возможности их применения. Об утверждении таких правил и обеспечения технической возможности их применения Национальное агентство уведомляет отдельно на своем официальном веб-сайте».

Как следует из данных указанной нормы, электронная декларация проверяется «вдоль и поперек» и сверяется с данными всех «возможных и невозможных» реестров, баз данных государственных органов. Однако, как определено в самой норме, логический и арифметический контроль в части Составляющей-2 не проводится до утверждения Национальным агентством Правил автоматизированной проверки.

Таким образом, для проверки информации необходимо, чтобы была создана и функционировала автоматизированная система. Однако на данный момент сведения о создании и запуске такой системы отсутствуют.

Кроме этого, как указано в Письме Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 28.01.2017 года № 085-03/1908/128 (далее – «Письмо») при формировании бюджетного запроса на 2017-2019 года не предусмотрены расходы на разработку и внедрение автоматизированной системы проверки электронных деклараций.

То есть логический и арифметический контроль как минимум до 2019 года нельзя осуществлять?

По этому поводу в том же Письме Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции указано, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 ЗУ «О предотвращении коррупции» Национальное агентство с целью выполнения возложенных на него полномочий имеет право:

«получать в установленном законом порядке по письменным запросам от государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач».

И более того, согласно абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 17 ЗУ «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» Национальное бюро в порядке, определенном законодательством, имеет прямой доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, представителем власти (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, пользуется государственными, в том числе правительственными, средствами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами.

При этом в Письме добавлено, что на данный момент уже есть доступ к: (1) базе данных подсистемы НАИС «Единый государственный реестр МВД»; (2) Реестру налогоплательщиков-физлиц, которые имеют в собственности (ином праве пользования) значительные пакеты акций (10 и более процентов уставного капитала) эмитентов; (3) Государственному реестру вещевых прав на недвижимое имущество; (4) Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований; (5) информации о приобретенных до 01.01.2013 года вещевых правах на земельные участки, а также о стоимости их приобретения; (6) Государственному реестру обременений движимого имущества; (7) Государственному судовому реестру Украины и информации из Судовой книги Украины; (8) Государственному реестру гражданских воздушных суден Украины.

Таким образом, в Письме четко дали понять, что Порядок порядком, а проверка деклараций осуществляться будет, и без автоматизированной системы на основании доступа к электронным системам и реестрам, а также информации, полученной в ответ на запросы. Единственное, что вызывает сомнения, каким образом «вручную» можно обработать такое количество деклараций и, не будет ли проверка определенных деклараций «избирательной» для достижения определенных целей. По этому поводу вспоминается военная крылатая фраза «С метлами и дурак уберет. Вы вот так, ручками, ручками».

При этом в случае обнаружения в декларациях несоответствий по результатам логического и арифметического контроля – такая декларация согласно ст. 50 ЗУ «О предотвращении коррупции» подлежит «обязательной полной проверке».

Отдельно обращаем внимание, что независимо от арифметической ответственности, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 50 ЗУ «О предотвращении коррупции»:

«Обязательной полной проверке подлежат декларации должностных лиц, которые занимают ответственное и особо ответственное положение, субъектов декларирования, которые занимают должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков…»

К «особым лицам» Примечанием ст. 50 ЗУ «О предотвращении коррупции» относятся, в том числе Президент Украины, Премьер-министр Украины, член Кабинета Министров Украины, Председатель Фонда государственного имущества Украины, член Центральной избирательной комиссии, член, инспектор Высшего совета правосудия, член, инспектор Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председатель Национального банка Украины, руководители государственных органов, должности которых относятся к должностям государственной службы категории «А» или «Б», народные депутаты Украины, а также судьи, прокуроры, следователи и другие.

То есть полной проверке подлежат декларации практически большинства служебных лиц.

В свою очередь, полная проверка декларации заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений, точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения (ч. 1 ст. 50 ЗУ «О предотвращении коррупции»).

Согласно предписаниям ч. 2) п. 6 Раздела III Порядка полная проверка декларации предусматривает:

«2) анализ сведений касательно объектов декларирования (объекты недвижимости; объекты незавершенного строительства (в том числе информация о собственнике или пользователе земельного участка); ценное движимое имущество (кроме транспортных средств); ценное движимое имущество – транспортные средства; ценные бумаги; другие корпоративные права; юридические лица, конечным бенефициарным владельцем (контроллером) которых является субъект декларирования или члены его семьи; нематериальные активы; доходы, в том числе подарки; денежные активы; финансовые обязательства; расходы и сделки субъекта декларирования; должности или работы по совместительству субъекта декларирования; членство субъекта декларирования в объединениях (организациях) и вхождение в их органы), указанные в декларациях субъекта декларирования, и их сравнение со сведениями из реестров, баз данных, других информационно-телекоммуникационных систем государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, которые могут содержать информацию об объектах декларирования, которые должны отображаться в декларации».

Таким образом, электронные декларации будут проверены «вдоль и поперек». При этом ограничение касательно периода, за который будут проверяться сведения об имуществе и доходах, а также об источниках их происхождения – отсутствует. Поэтому, если представитель власти задекларировал, например, 5 миллионов долларов США наличными, источники их происхождения будут проверены.

При этом согласно ч. 2 ст. 50 ЗУ «О предотвращении коррупции»:

«В случае установления по результатам полной проверки декларации отображения в декларации недостоверных сведений Национальное агентство письменно уведомляет об этом руководителя соответствующего государственного органа, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления, их аппарата, юридического лица публичного права, в котором работает соответствующий субъект декларирования и специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции».

В свою очередь, согласно ст. 1 ЗУ «О предотвращении коррупции» специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции – органы прокуратуры, Национальной полиции, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.

И не случайно, поскольку в связи с нарушениями при составлении/подаче электронной декларации в законодательстве предусмотрели целую охапку норм, закрепляющих ответственность, в частности в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее – «КУоАП») и Уголовном кодексе Украины (далее – «УК Украины»):

  • часть 1 статьи 172-6 КУоАП – несвоевременная подача декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления наказывается наложением штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн);
  • часть 2 статьи 172-6 КУоАП – неуведомление или несвоевременное уведомление об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента или о существенном изменении в имущественном состоянии наказывается наложением штрафа от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн);
  • часть 3 статьи 172-6 КУоАП – подача заведомо недостоверных сведений об имуществе, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (160 – 400 тыс. грн) установлен штраф – от одной тысячи до двух тысяч пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 тыс. до 42,5 тыс. грн);
  • статья 366-1 УК Украины – за подачу субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (400 тыс. грн) или умышленную неподачу субъектом декларирования указанной декларации – наказывается штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 42,5 – 51 тыс. грн) или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • статья 368-2 УК Украины – приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере (>800 тыс. грн), законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами, а так же передача ним таких активов любому другому лицу – наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

И это только так называемые специальные нормы, которые были введены в КУоАП и УК Украины в связи с введением электронного декларирования. Однако на практике рисков гораздо больше.

Так, декларируя имущество в электронной декларации, которая, как мы уже предупреждали, не является нулевой – источники происхождения такого имущества могут быть проверены чуть ли не «при царе Горохе». Ну, по крайней мере, с 1996 года, поскольку ЗУ «О Государственном реестре физических лиц-налогоплательщиков и других обязательных платежей» от 22.12.1994 года № 320/94-ВР согласно ст. 1 с 01.01.1996 года создавался:

«Государственный реестр физических лиц – налогоплательщиков и других обязательных платежей (далее – Государственный реестр) – это автоматизированный банк данных, созданный для обеспечения единого государственного учета физических лиц, которые обязаны уплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи в бюджеты и взносы в государственные целевые фонды в порядке и при условиях, которые определяются законодательными актами Украины».

То есть сведения об уплаченных налогах в отношении каждого лица есть, по крайней мере, с 1996 года. Таким образом, проверяя электронные декларации с многомиллионными доходами, в случае, если источники их происхождения согласно банку данных не подтверждены, налоги не уплачены – касательно субъекта декларирования может быть возбуждено уголовное производство по ст. 212 УК Украины, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Указанный алгоритм активно используется, например, как минимум в отношении 11-ти народных депутатов, которым уже назначили налоговые проверки в рамках уголовного производства по ст. 212 УК Украины за период с 1996 года по настоящее время:

№ п/п Номер дела и ссылки на определение Хотя определения обезличены, путем сопоставления данных деклараций можно установить личность Ссылки на источник касательно идентификации депутата
1 757/2200/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
2 757/2220/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
3 757/2224/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
4 757/2204/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
5 757/2243/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
6 757/2229/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
7 757/2202/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
8 757/2232/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
9 757/2198/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
10 757/2230/17-к Ф.И.О. Электронная декларация
11 757/63939/16-к Ф.И.О. Электронная декларация

Поэтому советуем внимательно следить за тем, что именно Вы отображаете в электронной декларации и заблаговременно подумать, чем именно будут обоснованы задекларированные вещи и имущество, а также рекомендуем проверить, платились ли с них налоги в Государственный бюджет.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 861

Прокомментировать