Насколько «много» делает государство в сфере налогов для восстановления экономики (не обделило ли оно себя?)
Мероприятия, направленные на противодействие пандемии коронавирусной болезни, и общий спад уже нанесли ощутимый ущерб экономике не только в Украине, но и в мире. Негативный эффект этого в итоге может быть хуже, чем от собственно вирусной болезни. Поэтому все чаще наряду с вопросом борьбы, собственно, с пандемией возникает вопрос восстановления экономики.
Одно из ключевых направлений воздействия государства на восстановление экономики – это путь через налоги, в частности, пересмотр налоговой нагрузки и изменения в налоговом администрировании. Единого согласованного «протокола» восстановления экономики, в том числе и через налоги, в мире не существует. Каждая страна выбирает варианты, исходя из текущего состояния и особенностей собственной экономики, по своему усмотрению, вроде мероприятий кредитования, отдельной финансовой помощи бизнесу и его работникам, уменьшения или пересмотра налогов на определенный период.
Интересно сравнить, что именно делают в других странах, и как это соотносится с тем, что в Украине. Для примера:
- Дания – возврат уплаченного НДС за второе полугодие 2019 года как беспроцентный заем для некоторых категорий предприятий (до 01.04.2021 года);
- Польша – освобождение от ЕСВ для работодателей, у которых трудоустроены меньше 10 работников, на период с 01.03.2020 года по 31.05.2020 года;
- Нидерланды – в случае запроса предприятия предоставляется автоматическая отсрочка по акцизному налогу сроком до трех месяцев (более трех месяцев – по согласованию с контролирующим органом);
- Латвия – ускорение сроков возмещения НДС с 01.04.2020 года (возмещение будет осуществляться в пределах 30 дней с даты подачи декларации);
- Норвегия – снижение ставки НДС с 12 % до 6 % для некоторых категорий бизнеса (кинотеатры, пассажирский транспорт, услуги отельного размещения и т.д.).
И так далее. Как видим, меры и налоговые уступки со стороны государства существенные.
В Украине же на сегодняшний день приняты только «косметические» меры в этом направлении, которые на текущий момент направлены скорее на устранение технических сложностей по налоговому администрированию, вызванных карантином.
Так, речь идет о Законе от 17.03.2020 года №533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» и дополнениях согласно Закону № 540-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 540-IX), на котором мы уже останавливались в наших обзорных письмах «Изменения в НКУ и другие законы касательно поддержки налогоплательщиков на период эпидемии коронавируса» и «Освобождение от НДС «задним» числом: что делать?», последним из которых, правда, была облегчена уплата налога на прибыль учреждений здравоохранения.
Этими законами, к сожалению, концептуально вопросы восстановления экономики через пересмотр налоговой нагрузки по основным налогам не были решены.
В подтверждение своих тезисов рассмотрим для начала ситуацию с ЕСВ, который как в Украине, так и по другим странам имеет наибольшую долю в налоговых поступлениях (27,9 %). Однако на время карантина пересмотрели ЕСВ «за себя», нагрузка по ЕСВ на работодателей осталась прежней. Исходя из данных ГНСУ по состоянию на 01.04.2020 года1, 86,4 % нагрузки по ЕСВ – это нагрузка на работодателей, которой пересмотр на время карантина не коснулся. То есть изменения в части ЕСВ скорее «косметические», чем реальные.
Аналогичная ситуация и с другими основными налогами: НДФЛ, НДС, налогом на прибыль, доли которых, исходя из показателей по состоянию на 01.04.2020 года2 – 15,7 %, 14,4 %3 и 18,7 % соответственно. По этим налогам изменения тоже «точечно-косметические», направлены лишь на облегчение борьбы с пандемией коронавирусной болезни (уменьшение нагрузки по НДС и налогу на прибыль лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19)), в то же время вопросы отсрочки, снижения или перераспределения налоговой нагрузки по этим налогам на текущий момент не решены.
Поэтому вопрос – настолько ли сильная в Украине экономика ,что не нуждается в таких мерах, настолько ли особенная, что имеет иммунитет к мерам карантина на период пандемии коронавирусной болезни?
Или государственный аппарат настолько жадный, что не готов уступить формально ощутимой долей своих доходов даже во время «чумы»? Показательно в этом отношении, что наибольшее налоговое освобождение (от платы за землю и налога на недвижимое имущество на определенное время) было предоставлено фактически за счет местных бюджетов. Получается, что налоговое бремя остается для плательщиков формально почти неизменным, а из-за трудностей в экономике фактически увеличивается. Как показывает практика, чиновники в Украине не готовы уступить добровольно доходами и в тяжелые времена, при том, что эффективность действий собственно государства по противодействию пандемии и экономическому спаду довольно сомнительна.
Вопрос – насколько долго это состояние может длиться, ведь терпение не бесконечно, и текущее развитие событий добавляет «материала» для сравнения, насколько много забирает государство и что оно обеспечивает в текущем состоянии. Почему экономике должно быть плохо, а государству хорошо? В то время, как бизнесы прибегают к резкому сокращению разных расходов и программ, действия государства в этом направлении явно не соразмерны.
Нужны реальные изменения, а не косметическая «ретушь» системы, – введение эффективных мер через налоги для восстановления экономики. Например, как обсуждали в публикации «Путем изменения налогов способствовать восстановлению экономики после карантина». Время испытаний – время изменений, и жаль, если эти возможности будут потеряны, и упадок продолжится во имя призрачной временной «стабильности» и неугомонных аппетитов государства.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Информация ГНСУ касательно поступления единого взноса.
2Информация ГНСУ касательно поступления налогов и сборов.
3По данным ГНСУ начисления по НДС отображены включительно с суммами бюджетного возмещения.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Закон № 731-IX: карантин теперь не является безусловным основанием для возобновления/продолжения процессуальных сроков
Ответственность за карантин: но не о 17 тыс. грн штрафа для граждан, а об ответственности чиновников за неправомерные ограничения для бизнеса и общества
Налоги и мотивация
Что делать в налоговом учете с задолженностью контрагентов, которая, как ожидается, не будет уплачена
Затягивание бюджетного возмещения по НДС через проверки: правомерно ли?
Мораторий (не) распространяется на проверки бюджетного возмещения по НДС?
Возможное освобождение от налога на прибыль предприятий за первый квартал, или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Путем изменения налогов способствовать восстановлению экономики после карантина
Освобождение от НДС «задним» числом: что делать?
Изменения в НКУ и другие законы касательно поддержки налогоплательщиков на период эпидемии коронавируса