+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Насколько «много» делает государство в сфере налогов для восстановления экономики (не обделило ли оно себя?)

28 апреля, 2020 Информационные письма

Мероприятия, направленные на противодействие пандемии коронавирусной болезни, и общий спад уже нанесли ощутимый ущерб экономике не только в Украине, но и в мире. Негативный эффект этого в итоге может быть хуже, чем от собственно вирусной болезни. Поэтому все чаще наряду с вопросом борьбы, собственно, с пандемией возникает вопрос восстановления экономики.

Одно из ключевых направлений воздействия государства на восстановление экономики – это путь через налоги, в частности, пересмотр налоговой нагрузки и изменения в налоговом администрировании. Единого согласованного «протокола» восстановления экономики, в том числе и через налоги, в мире не существует. Каждая страна выбирает варианты, исходя из текущего состояния и особенностей собственной экономики, по своему усмотрению, вроде мероприятий кредитования, отдельной финансовой помощи бизнесу и его работникам, уменьшения или пересмотра налогов на определенный период.

Интересно сравнить, что именно делают в других странах, и как это соотносится с тем, что в Украине. Для примера:

  • Дания – возврат уплаченного НДС за второе полугодие 2019 года как беспроцентный заем для некоторых категорий предприятий (до 01.04.2021 года);
  • Польша – освобождение от ЕСВ для работодателей, у которых трудоустроены меньше 10 работников, на период с 01.03.2020 года по 31.05.2020 года;
  • Нидерланды – в случае запроса предприятия предоставляется автоматическая отсрочка по акцизному налогу сроком до трех месяцев (более трех месяцев – по согласованию с контролирующим органом);
  • Латвия – ускорение сроков возмещения НДС с 01.04.2020 года (возмещение будет осуществляться в пределах 30 дней с даты подачи декларации);
  • Норвегия – снижение ставки НДС с 12 % до 6 % для некоторых категорий бизнеса (кинотеатры, пассажирский транспорт, услуги отельного размещения и т.д.).

И так далее. Как видим, меры и налоговые уступки со стороны государства существенные.

В Украине же на сегодняшний день приняты только «косметические» меры в этом направлении, которые на текущий момент направлены скорее на устранение технических сложностей по налоговому администрированию, вызванных карантином.

Так, речь идет о Законе от 17.03.2020 года №533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» и дополнениях согласно Закону № 540-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 540-IX), на котором мы уже останавливались в наших обзорных письмах «Изменения в НКУ и другие законы касательно поддержки налогоплательщиков на период эпидемии коронавируса» и «Освобождение от НДС «задним» числом: что делать?», последним из которых, правда, была облегчена уплата налога на прибыль учреждений здравоохранения.

Этими законами, к сожалению, концептуально вопросы восстановления экономики через пересмотр налоговой нагрузки по основным налогам не были решены.

В подтверждение своих тезисов рассмотрим для начала ситуацию с ЕСВ, который как в Украине, так и по другим странам имеет наибольшую долю в налоговых поступлениях (27,9 %). Однако на время карантина пересмотрели ЕСВ «за себя», нагрузка по ЕСВ на работодателей осталась прежней. Исходя из данных ГНСУ по состоянию на 01.04.2020 года1, 86,4 % нагрузки по ЕСВ – это нагрузка на работодателей, которой пересмотр на время карантина не коснулся. То есть изменения в части ЕСВ скорее «косметические», чем реальные.

Аналогичная ситуация и с другими основными налогами: НДФЛ, НДС, налогом на прибыль, доли которых, исходя из показателей по состоянию на 01.04.2020 года2 – 15,7 %, 14,4 %3 и 18,7 % соответственно. По этим налогам изменения тоже «точечно-косметические», направлены лишь на облегчение борьбы с пандемией коронавирусной болезни (уменьшение нагрузки по НДС и налогу на прибыль лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19)), в то же время вопросы отсрочки, снижения или перераспределения налоговой нагрузки по этим налогам на текущий момент не решены.

Поэтому вопрос – настолько ли сильная в Украине экономика ,что не нуждается в таких мерах, настолько ли особенная, что имеет иммунитет к мерам карантина на период пандемии коронавирусной болезни?

Или государственный аппарат настолько жадный, что не готов уступить формально ощутимой долей своих доходов даже во время «чумы»? Показательно в этом отношении, что наибольшее налоговое освобождение (от платы за землю и налога на недвижимое имущество на определенное время) было предоставлено фактически за счет местных бюджетов. Получается, что налоговое бремя остается для плательщиков формально почти неизменным, а из-за трудностей в экономике фактически увеличивается. Как показывает практика, чиновники в Украине не готовы уступить добровольно доходами и в тяжелые времена, при том, что эффективность действий собственно государства по противодействию пандемии и экономическому спаду довольно сомнительна.

Вопрос – насколько долго это состояние может длиться, ведь терпение не бесконечно, и текущее развитие событий добавляет «материала» для сравнения, насколько много забирает государство и что оно обеспечивает в текущем состоянии. Почему экономике должно быть плохо, а государству хорошо? В то время, как бизнесы прибегают к резкому сокращению разных расходов и программ, действия государства в этом направлении явно не соразмерны.

Нужны реальные изменения, а не косметическая «ретушь» системы, – введение эффективных мер через налоги для восстановления экономики. Например, как обсуждали в публикации «Путем изменения налогов способствовать восстановлению экономики после карантина». Время испытаний – время изменений, и жаль, если эти возможности будут потеряны, и упадок продолжится во имя призрачной временной «стабильности» и неугомонных аппетитов государства.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Информация ГНСУ касательно поступления единого взноса.

2Информация ГНСУ касательно поступления налогов и сборов.

3По данным ГНСУ начисления по НДС отображены включительно с суммами бюджетного возмещения.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 190

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Тонкая грань: взимание налогов VS экспроприация инвестиций 14 мая, 2020    180

Ответственность за карантин: но не о 17 тыс. грн штрафа для граждан, а об ответственности чиновников за неправомерные ограничения для бизнеса и общества 13 мая, 2020    271

Налоги и мотивация 29 апреля, 2020    1060

Что делать в налоговом учете с задолженностью контрагентов, которая, как ожидается, не будет уплачена 27 апреля, 2020    276

Затягивание бюджетного возмещения по НДС через проверки: правомерно ли? 21 апреля, 2020    278

Мораторий (не) распространяется на проверки бюджетного возмещения по НДС? 21 апреля, 2020    537

Возможное освобождение от налога на прибыль предприятий за первый квартал, или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» 13 апреля, 2020    329

Путем изменения налогов способствовать восстановлению экономики после карантина 07 апреля, 2020    363

Освобождение от НДС «задним» числом: что делать? 02 апреля, 2020    511

Изменения в НКУ и другие законы касательно поддержки налогоплательщиков на период эпидемии коронавируса 19 марта, 2020    1016

Прокомментировать