+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Мораторий (не) распространяется на проверки бюджетного возмещения по НДС?

21 апреля, 2020 Информационные письма

На официальных ресурсах налоговых органов, в частности и в Вестнике Государственной налоговой службы Украины1, касательно моратория на налоговые проверки была опубликована такая информация:

«В частности, с 18 марта по 31 мая 2020 года установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок, которые касаются бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. Проверки СХД, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, временно останавливаются на этот период».

Однако на самом ли деле мораторий не охватывает проверки бюджетного возмещения, как об этом отмечается Государственной налоговой службой Украины?

Обратимся к положениям Закона от 17.03.2020 г. №533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID–19)», которым собственно и был установлен мораторий на проведение документальных проверок:

«52-2. Установить мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года, кроме:

документальных внеплановых проверок на основаниях, определенных подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 этого Кодекса…».

То есть мораторий не распространяется на проверки, которые предусмотрены п.п. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

Напомним, что согласно п.п. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ документальная внеплановая проверка проводится в таких случаях:

«78.1.8. плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V настоящего Кодекса, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривен.

Документальная внеплановая проверка по основаниям, определенным в настоящем подпункте, проводится исключительно на предмет законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по отрицательному значению по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен».

На первый взгляд создается впечатление, что бюджетное возмещение по НДС может проверяться и в период моратория. Однако такое первое впечатление не совсем корректно.

Так, в разрезе бюджетного возмещения п.п. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ предусматривает проведение проверки при условии наличия оснований, определенных разделом V НКУ.

То есть суммы бюджетного возмещения согласно п.п. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ могут быть проверены только при наличии оснований, определенных в п. 200.11 ст. 200 НКУ, которые касаются двух случаев:

«200.11. … если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям:

[1] за периоды до 1 июля 2015 года, которые не подтверждены документальными проверками;

[2] по приобретению товаров/услуг за период до 1 января 2017 года у плательщиков налога, которые использовали специальный режим налогообложения, определенный в соответствии со статьей 209 этого Кодекса».

Поэтому бюджетное возмещение по НДС за периоды после 2015 года (после 2017 года для субъектов, которые использовали специальный режим налогообложения, который устанавливался ст. 209 НКУ) не может проверяться по п. 78.1.8 в. 78 НКУ, как это прямо выплывает из положений нормы п. 37 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ:

«37. Установить, что контролирующие органы не осуществляют документальные внеплановые выездные проверки касательно достоверности сумм бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость, заявленных плательщиками в отчетных периодах, которые наступают после 1 июля 2015 года, кроме случаев, определенных пунктом 200.11 статьи 200 этого Кодекса».

Такая позиция была недавно подтверждена Верховным Судом. В Постановлении от 19.03.2020 г. в деле №460/2939/182 Верховный Суд при признании приказа на проведение проверки неправомерным отметил:

«Согласно подпункту 78.1.8 пункта 78.178.1 статьи 78 этого Кодекса документальная внеплановая проверка осуществляется если плательщиком подана декларация, в которой заявлено к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V этого Кодекса, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое представляет больше 100 тыс. гривен.

Буквальное толкование нормы этого подпункта свидетельствует о двух отдельных случаях проведения документальной внеплановой проверки: первая — предоставление декларации, в которой заявлены к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость; вторая — предоставление декларации с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое представляет больше 100 тыс. гривен. При этом в первом случае внеплановая проверка проводится при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V НК

… .

Употребление в тексте норм подпункта 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78, и пункта 200.11 статьи 200 НК словосочетаний «возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость», «сумма бюджетного возмещения» наряду с «отрицательное значение по налогу на добавленную стоимость» свидетельствует о том, что установленное подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 НК условие превышения 100 тыс. гривен как основание для проведения внеплановой документальной проверки касается отрицательного значения по налогу на добавленную стоимость как отдельного от суммы бюджетного возмещения показателя налогового учета. Вместе с тем, ответчик обосновывает довод касательно наличия оснований для проведения внеплановой документальной проверки ЧП «Єврошпон-Смига» только ссылкой на то, что Предприятие в декларации за сентябрь 2018 года заявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 3 496 114,00 грн».

То есть Верховный Суд подтвердил, что проверка сумм бюджетного возмещения, при отсутствии оснований по п. 200.11 ст. 200 НКУ, и в рамках документальной внеплановой проверки, назначенной на основании п.п. 78.1.8 п. 78.1 в. 78 НКУ, проводиться не может.

Соответственно, в текущей ситуации проверки бюджетного возмещения периодов после 2015 года также подпадают под мораторий, поскольку не охватываются положениями п.п. 78.1.8 п. 78.1 в. 78 НКУ, что подтверждено Верховным Судом.

Поэтому в случае, если в предприятия отсутствует отрицательное значение по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен (как отдельный показатель стр. 21 декларации), отсутствуют основания для допуска проверяющих к проверке в рамках п.п. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ, а налогоплательщик вправе обжаловать такой приказ на проведение проверки.

Попытки же налоговых органов расширить предмет проверок, предусмотренных п.п. 78.1.8. п. 78.1 ст. 78 НКУ, базируется не на законе, а на текущих проблемах с автоматическим возмещением сумм бюджетного возмещения, «замораживания» и невозвращения НДС, о наличии которых свидетельствуют оживленные обсуждения в бизнес-сообществе и на уровне бизнес-ассоциаций (в т.ч. и в рамках Американской торговой палаты).

Поэтому фактически, учитывая текущую ситуацию и ожидаемый уровень поступлений в Государственный бюджет, налоговым органом осуществляется выход на такие проверки, как правило, с намерением «среза» бюджетного возмещения, поэтому полностью оправданным с экономической точки зрения может быть недопуск проверяющих к проведению проверки с обжалованием приказа на проведение такой проверки.

Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается с информационной целью. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1См. по ссылке.

2В ЕГРСР по ссылке.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 5038

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Сезон проверок налоговой соблюдения валютного законодательства в части сроков расчетов по экспортно-импортным операциям открыт 28 апреля, 2023    760

Верховный Суд признал за налоговой право пренебрегать требованиями Конституции без правовых последствий такого отступления? Хорошо, что не во всех случаях (часть первая) 23 февраля, 2022    923

Отдельное мнение Судей Большой Палаты Верховного Суда от 08 сентября 2021 года касательно ошибочности заключения Большой Палаты ВС о невозможности приказа о проведении проверки быть предметом самостоятельного обжалования в суде 23 февраля, 2022    1008

Постановление Большой Палаты Верховного Суда от 08 сентября 2021 года о невозможности обжалования приказа о проведении проверки после допуска к проведению проверки 22 февраля, 2022    1173

Сформировали налоговый кредит на сумму НДС в связи с приобретением маркетинговых услуг – ждите вопрос об их использовании в хозяйственной деятельности от налоговиков 29 сентября, 2021    2806

СЭАРГ – как закалялась тень 10 сентября, 2021    2186

Как работает «государство в смартфоне» на примере возмещения НДС 02 сентября, 2021    1050

Какие изменения предлагает Законопроект № 5600? 15 июля, 2021    7829

Законопроект № 5600 предусматривает отмену ограничений на проверки бюджетного возмещения НДС.
А зачем тогда СЭА НДС вводили (или от «государства в смартфоне» по НДС к ручному управлению)?
07 июля, 2021    1357

Из серии мыслей о Законопроекте № 5600: налоговый залог по несогласованным денежным обязательствам – почему от такой идеи законодателю лучше отказаться? 06 июля, 2021    1242

Баланс интересов – R.I.P. (законопроект № 5600) 05 июля, 2021    1534

Отступления госорганов от требований законов: что с этим делать на уровне налогоплательщиков 19 января, 2021    1040

Прокомментировать