+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Дия Сити – что это такое и с чем его едят

14 апреля, 2021 Информационные письма

В конце марта бизнес наконецто увидел, вероятно, финальную версию проекта Закона о стимулировании развития цифровой экономики в Украине № 4303 «д» от 02.11.2020 г. (далее – проект Закона). Сейчас ожидается, что через несколько месяцев Верховная Рада проголосует за проект Закона и уже летом 2021 г. новый режим наконецто заработает.

В этой статье мы рассмотрим несколько ключевых аспектов проекта Закона и попробуем разобраться, какие новые правила устанавливаются для ІТ-игроков.

Дия Сити – это специальная налоговая и правовая система, так сказать, IT-хаб для стартаперов, диджитал-маркетологов, киберспорта и других специалистов ІТ-индустрии. Предполагается, что приобретение статуса резидента Дия Сити предоставит ряд преимуществ для ІТишников: налоговая нагрузка в 5 раз меньше, нежели по общей системе, специальный статус в уголовном процессе и многое другое.

Законодательная база Дия Сити состоит из трех частей:

  • Общая – основные принципы работы Дия Сити, изложенные в проекте Закона. Переходными положениями проекта Закона предлагается внести многочисленные изменения в ряд законов, в частности Гражданский кодекс Украины, Кодекс законов о труде, Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах», Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и др.
  • Налоговая – новые специальные режимы налогообложения для ІТ-компаний и работников ІТ-индустрии. Сейчас соответствующий законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) не зарегистрирован в Верховной Раде, поэтому пока непонятно, каким образом нововведения будут урегулированы в НКУ.
  • Правоохранительная – новая процедура взаимодействия правоохранительных органов с резидентами Дия Сити. Готовится так называемый законопроект «Маски-шоу стоп-3», направленный на защиту ІТ-сообщества от произвола и давления со стороны правоохранительных органов.

Кто может быть резидентом Дия Сити

Согласно проекту Закона, получение статуса резидента Дия Сити будет осуществляться по заявительному принципу, то есть Дия Сити – «дело добровольное».

Соответствующее заявление подается в Минцифры, а регистрация происходит по принципу молчаливого согласия – если Минцифры в срок не опубликовало решение о возвращении заявления без рассмотрения, считается, что оно является положительным и юридическое лицо зарегистрировано в Дия Сити.

Обращаться с соответствующим заявлением смогут юридические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Украины порядке, которые соответствуют критериям, определенным в проекте Закона.

Из приведенного понимаем, что резидентом Дия Сити не может быть представительство иностранной компании или физическое лицо-предприниматель.

Критерии входа в Дия Сити

Проект Закона предусматривает следующие критерии для входа в Дия Сити:

Для действующих ІТ-компаний:

  • Размер среднего месячного вознаграждения работникам и гиг-специалистам* составляет не менее 1 200,00 евро.
Из проекта Закона непонятно, по какому принципу будет рассчитываться среднее месячное вознаграждение. Например, его можно определять по формуле для расчета средней арифметической величины – общий размер месячного вознаграждения всех работников / гиг-специалистов разделен на их количество. Или рассчитывать среднее вознаграждение в пределах 1 работника / гиг-специалиста в течение определенного промежутка времени. Также в проекте закона не разъяснено, абсолютно ли все работники / гиг-специалисты должны получать доход такого уровня, или такое требование не распространяется, например, на административный персонал компании.
  • Наличие не менее 9 работников / гиг-специалистов по итогам каждого календарного месяца.

* Для целей проекта Закона гиг-специалист – физическое лицо, являющееся подрядчиком и (или) исполнителем по гражданско-правовому договору (гиг-контракту), по которому резидент Дия Сити не только платит за предоставленные гиг-специалистом услуги, но и обеспечивает ему надлежащие условия труда и социальные гарантии.

Для новосозданных ІТ-компаний (зарегистрирована не ранее чем за 24 календарных месяца до дня подачи заявления о получении статуса резидента Дия Сити):

  • размер дохода, определенный в соответствии с пп. 2 п. 292.1 ст. 292 НКУ, не превышает предельный объем дохода, установленный в п. 291.4 ст. 291 НКУ для субъектов хозяйствования третьей группы плательщиков единого налога в каждом из таких годов:
  • в календарном году, который предшествует календарному году, в котором компания подала заявление о получении статуса резидента Дия Сити;
  • в календарном году, в котором она подала заявление о получении статуса резидента Дия Сити;
  • в календарном году, в котором она получила статус резидента Дия Сити;
  • в календарном году, который следует за годом, в котором она получила статус резидента Дия Сити.
То есть размер годового дохода новосозданной IТ-компании не должен превышать 1 167 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 01 января налогового (отчетного) года. В 2021 г. эта верхняя граница составляет примерно 7 млн ​​грн.
  • Достижение уровня среднего месячного вознаграждения работникам и гиг-специалистам в размере не менее 1 200,00 евро в месяц самое позднее с первого дня седьмого календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором она получила статус резидента Дия Сити.

Общими критериями для действующих и новосозданных IT-компаний являются:

  • осуществление специально определенных видов деятельности (об этом речь пойдет дальше в нашей статье);
  • сумма чистого дохода от осуществления специально определенных видов деятельности составляет не менее 90 % суммы общего дохода.

Как видим, порог вхождения для стартапов и новых ІТ-игроков достаточно высок, что может привести к отсеиванию early stage стартапов уже на этапе регистрации в Дия Сити.

Отметим, что для получения статуса резидента Дия Сити как в действующих компаний, так и в новых должны отсутствовать «негативные обстоятельства» – обстоятельства, которые делают невозможным получение статуса резидента Дия Сити. Так, например, не могут получить статус резидента Дия Сити нерезиденты Украины, неприбыльные организации, компании-банкроты, юридические лица в состоянии прекращения (кроме преобразования), под санкциями и др. (исчерпывающий перечень приведен в ч. 2 ст. 5 проекта Закона). Отсутствие «негативных обстоятельств» фиксируется по словам заявителя и проверяется Минцифрой с помощью открытых источников и баз данных государственных органов.

Форма, порядок подачи и рассмотрения заявления о получении статуса резидента Дия Сити позже должны быть установлены Кабмином.

Виды деятельности

Как указано выше, для получения статуса резидента Дия Сити юридическое лицо должно осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных проектом Закона. Такие виды деятельности должны быть закреплены в уставе юридического лица и / или в сведениях о нем в Едином государственном реестре.

Мы сопоставили виды деятельности, указанные в проекте Закона, с видами деятельности, определенными в Классификаторе видов экономической деятельности (КВЭД-2010). Ниже приводим результаты такого сопоставления в табличном виде.

Виды деятельности в проекте Закона КВЭД-2010
1) компьютерное программирование, консультирование по вопросам информатизации, деятельность по управлению компьютерным оборудованием 62.01, 62.02, 62.03
2) издание компьютерных игр и издание другого программного обеспечения 58.29
3) предоставление программных продуктов, в том числе компьютерных игр, в режиме «он-лайн» и предоставление веб-услуг по доставке программных приложений, включая распространение экземпляров (копий) программного обеспечения в электронной форме, в том числе компьютерных игор, его элементов, обновлений, дополнений и расширений функционала 63.11
4) обучение компьютерной грамоте (цифровой грамотности), которое включает услуги по обучению цифровой грамотности, обучение разработке, модификации, тестированию и технической поддержке программного обеспечения, включая компьютерные игры, обучение бизнес анализу (для целей разработки, модификации, тестирования и технической поддержки программного обеспечения), построению графических интерфейсов, организации процессов контроля качества, системному администрированию, проектному менеджменту, разработке документаций 85.89, 74.10
5) обработка данных и связанная с ней деятельность, кроме предоставления инфраструктуры для обработки данных и размещения (хостинга) и услуг по размещению (хостинга), и деятельность веб-порталов 63.11, 63.12
6) исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук касательно информационных и информационно-коммуникационных технологий 72.19
7) проведение маркетинговых кампаний и предоставление рекламных услуг с использованием программного обеспечения, разработанного с участием резидента Дия Сити, в сети интернет и (или) на устройствах пользователей 73.11
8) деятельность организаторов киберспортивных соревнований, киберспортивных команд, специализированных компьютерных центров и (или) клубов, предназначенных для проведения киберспортивных соревнований, а также студий трансляций киберспортивных соревнований
9) деятельность поставщика услуг, связанных с оборотом виртуальных активов

Как видим, по меньшей мере для 2 видов деятельности, которые определены в проекте Закона, нет специального кода КВЭД. Есть информация, что планируется внесение изменений в Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД-2010). Однако, если этого не будет сделано, в случае осуществления таких видов деятельности важно будет иметь необходимые формулировки в уставе юридического лица.

Отдельно обратим внимание на такой вид деятельности как проведение маркетинговых кампаний и предоставление рекламных услуг с использованием программного обеспечения, разработанного с участием резидента Дия Сити. Проектом Закона не определено, как будет устанавливаться принадлежность резидента Дия Сити к разработке программного обеспечения.

Обещанные «плюшки»

Дия Сити должна стать налоговым раем и безопасной средой для ІТ-бизнеса. Хоть и сейчас «налоговый» законопроект отсутствует, а «правоохранительный» снят с рассмотрения парламентом, ниже коротко опишем наиболее существенные преимущества, которые Минцифры обещает резидентам Дия Сити.

Обращаем внимание, что приведенная ниже информация взята из онлайн-презентации Минцифры, которая состоялась 05 апреля 2021 г.

  1. В налоговом аспекте
  • Налоги на труд:
  • 5 % НДФЛ (вместо 18 % по общей системе налогообложения);
  • ЕСВ 22 % от МЗП;
  • 1,5 % военного сбора.
  • Налоги на компанию и ее участников:
  • 9 % налога на выведенный капитал (вместо 18 % налога на прибыль);
  • 0 % на доходы физического лица, полученные в качестве дивидендов, если они не распределялись 2 и более года.
  • Для стимулирования ангельских инвестиций (инвестиции в стартап в обмен на конвертируемый долг или долю в компании):
  • налоговая скидка по НДФЛ на сумму инвестиций в украинские стартапы;
  • 0 % на доход физического лица от продажи доли в стартапе, если физическое лицо владело ею больше года.
  1. В аспекте безопасности лица и собственности
  • резиденты Дия Сити и их уполномоченные лица будут иметь специальный статус в уголовном процессе;
  • для резидентов Дия Сити и их уполномоченных лиц предусмотрен особый порядок уголовного производства;
  • необходимость предварительного согласования уголовно-процессуальных действий касательно резидентов Дия Сити и их руководства с прокурором не ниже уровня прокурора области.
  1. В аспекте трудовых отношений
  • вводится новое понятие «гиг-специалист», сочетающее в себе бенефиты штатного работника (отпуск, больничный) и ФЛП или фрилансера (удаленная работа, свобода договора);
  • возможность избрания контрактной формы трудового договора при оформлении трудовых отношений между резидентами Дия Сити и их работниками;
  • регулирование договоров с негативными обязательствами (о неразглашении, непереманивании, неконкуренции);
  • возможность возложить функции директора компании на другое юридическое лицо.

Государственный контроль

Контролирующим органом касательно соблюдения требований, предусмотренных проектом Закона, определен центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере цифровой экономики – Минцифры. Именно Минцифры принимает решения о приобретении / отказе в приобретении или лишении статуса резидента Дия Сити и осуществляет контроль за соблюдением предусмотренных проектом Закона требований.

Проектом Закона предусмотрена обязанность резидентов Дия Сити в течение 5 месяцев после приобретения статуса резидента и затем на ежегодной основе предоставлять в Минцифры отчет о соответствии всем требованиям, установленным проектом Закона.

Что не нравится в проекте Закона бизнесу?

Несмотря на то, что проект Закона пока представлен в якобы окончательной редакции, бизнес все же хочет изменить / доработать несколько существенных вопросов.

В частности, ІТ-сообщество высказывается против обязательного ежегодного аудита и желает заменить его на предоставление стандартной финансовой отчетности для малого и микробизнеса. По мнению бизнеса, требование аудита на ежегодной основе будет дополнительным финансовым бременем для компаний.

Кроме того, важным для бизнеса является налоговый аспект последствий лишения компании статуса резидента Дия Сити. Как решение о лишении статуса резидента Дия Сити будет влиять на компанию как на налогоплательщика (компания продолжает платить налоги по специальным для Дия Сити ставкам до окончательного разрешения спора в суде, если такой спор будет инициирован, или автоматически переходит на общую систему налогообложения)? ІТ-комьюнити желает урегулировать на законодательном уровне возможность приостановления решения о лишении компании статуса резидента Дия Сити до принятия судебного решения.

В кулуарах и рабочих группах обсуждается много других проблемных вопросов Дия Сити. Однако, пока не будет обнародован «налоговый» и «правоохранительный» законопроекты, сложно увидеть полную картину режима Дия Сити и иметь точное представление, как будет работать эта система в реальности.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 26782

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

С 01 января 2023 года заканчивается НДС-льгота для IT-сектора 26 декабря, 2022    408

Налоговый «набор» «Дия Сити» для IT-индустрии принят вопреки текущим обещаниям МВФ, но, по крайней мере, на частичное выполнение предвыборных обещаний 30 декабря, 2021    749

Налогообложение электронных услуг в Украине 30 августа, 2021    1040

Обзор НДС-изменений в законопроекте 4184, или не Google единым 22 февраля, 2021    2067

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о «налоге на Google» 18 февраля, 2021    917

Введение в Украине НДС для нерезидентов за предоставление электронных услуг откладывается до 2022 года 11 декабря, 2020    1313

Освобождение от НДС операций по поставке программной продукции. Ожидать ли изменений? 22 июля, 2020    944

Комментарий Александра Минина касательно влияния Закона №466-ІХ на IT-индустрию в Украине 29 мая, 2020    1264

Украина планирует ввести налогообложение электронных услуг, поставляемых нерезидентами 15 апреля, 2020    957

Прокомментировать