С подачи Кабмина земли за пределами населенных пунктов выведены за пределы налогообложения

12 Январь, 2015 Информационные письма

Одним из изменений, введённых законом от 28.12.2014 года № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» является изменение статуса платы за землю. До сих пор это был общегосударственный налог – п.п. 9.1.10 ст. 9 Налогового кодекса Украины, (далее – «НКУ», «Кодекс»), а теперь стал местным – п.п. 10.1.1. ст. 10 – налог на имущество, который состоит из 3-х разных налогов (ст. 265 НКУ), в том числе платы за землю. Таким образом, теперь плата за землю стала местным налогом.

Разница между общегосударственными и местными налогами заключается в том, что общегосударственные налоги являются обязательными к уплате на всей территории Украины  (п. 8.2. ст. 8 НКУ), а местные являются обязательными к уплате только на территории соответствующих территориальных общин (п. 8.3 ст. 8 НКУ).

А территория соответствующих территориальных общин ограничена границами соответствующих населенных пунктов.

Так, Закон Украины «О местном самоуправлении» определяет территориальную общину как жителей, объединенных постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, которые имеют единый административный центр. Таким образом, закон ограничивает территориальную общину границами села, поселка, города. Это совпадает и с границами компетентности местных советов, установленными разделом государственных и коммунальных земель в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности», который завершил кражу земель местных советов в пользу государства без согласия таких советов, начатую Земельным кодексом 2001 года. До этого сельсоветы были отдельной административно-территориальной единицей в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украинской ССР. Границы сельсоветов были больше границ населенных пунктов. По сути, вся территория районов была поделена между сельсоветами, которые и распоряжались всей землей в этих пределах. Даже отмененный Закон Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» еще оперировал понятием «территория сельсовета».

На сегодняшний день границы территориальных общин города, поселка, села полностью совпадают с границами соответствующих населенных пунктов, которые входят в состав такой общины. Закон Украины «О местном самоуправлении» четко ограничивает перечень территориальных общин городом, селом, поселком. Районных и областных территориальных общин не существует.

Следовательно, территории за пределами населенных пунктов не принадлежат территориям каких-либо территориальных общин, а, значит, местные налоги, в частности плата за землю, не подлежат уплате относительно территорий вне населенных пунктов.

Таким образом, переводом платы за землю из общегосударственного налога в местный, Кабмин фактически вывел за пределы налогообложения земли за пределами населенных пунктов.

Как для местного налога это, пожалуй, правильно и соответствует общепризнанному принципу отсутствия налогообложения без представительства: налогоплательщики должны иметь право влиять на принятие и размер налогов, хотя бы через избранных представителей, а сельские, поселковые и городские советы (которые по Кодексу принимают решения об установлении соответствующих местных налогов) избираются именно жителями таких сел, поселков, городов. Следовательно, неправильно было бы, если жители таких населенных пунктов через указанные представительские органы устанавливали налоги для тех, кто не имеет право на представительство в этих органах.

Из практического аспекта следует, что собственники и пользователи, обладающие правом  постоянного пользования земельными участками, которые находятся за пределами населенных пунктов, отныне не будут платить плату за землю. Арендаторы будут платить арендную плату исключительно на основании арендных договоров; размер должен быть предметом договоренности сторон и не будет подлежать контролю фискальными органами, поскольку теперь не относится к налоговой сфере.

Вот такие последствия следуют из шагов Кабмина относительно изменения природы платы за землю, в частности смены общегосударственного налога на местный налог.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1340

Прокомментировать