Стоимостные рамки на 2015 год для целей квалификации уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного кодекса Украины) — преданные надежды

02 сентября, 2015 Информационные письма

1.

Стоимостные рамки для целей квалификации криминальной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 УК) непосредственно в данной статье указаны с привязкой к «необлагаемому минимуму доходов граждан».

2.

Еще в прошлом году это давало надежды на увеличение вдвое стоимостных порогов 2015 года в абсолютных показателях (суммах в гривнах), с учетом следующего:

Понятие «необлагаемый минимум доходов граждан» (далее – «НМДГ») раскрывается в Налоговом кодексе Украины: п. 5 подраздела 1 Раздела ХХ для рассматриваемых целей определяет НМДГ на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 Кодекса (= прожиточный минимум на месяц для трудоспособного лица по состоянию на 1 января налогового года); пункт 1 Раздела ХІХ Кодекса, в начальной редакции, уменьшал до 31 декабря 2014 года эту величину на 50 %.

Значит, ожидаемо, что с 1 января 2015 года, даже без повышения собственно прожиточного минимума, стоимостные рамки ст. 212 УК должны были увеличиться вдвое, а именно: должен был учитываться  полный прожиточный минимум, а не половина.

Однако, не тут то было. Ожидаемому облегчению помешали законодатели.

Законом Украины № 71-VIII от 28.12.2014 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно налоговой реформы» 31 декабря 2014 года в вышеупомянутом пункте 1 Раздела ХІХ заменили на 31 декабря 2015 года и, таким образом, отложили увеличение вдвое порогов уголовной ответственности по ст. 212 УК еще по крайней мере на год.

То есть закон о налоговой реформе в этой части ухудшил ситуацию на 2015 год по сравнению с тем, как было бы без указанного «реформаторского закона».

3.

Коалиционное соглашение депутатских фракций Верховной Рады Украины VIII созыва, подписанное в прошлом году, также обещало увеличение порога, с превышением которого может наступать уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Так, в пп. 3.5.1 Коалиционного соглашения указано:

«3.5. Отказ от карательной модели налогового контроля:

3.5.1 повышение в два раза (с 1 000 до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан) значительного размера фактического непоступления в бюджет налогов, сборов, единого социального взноса и страховых взносов на пенсионное страхование для наличия признаков составов уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 212, 212-1 УК Украины»

Однако это положение (пока что?) так и остается только обещанием.

4.

Таким образом, стоимостные рамки порогов уголовной ответственности по ст. 212 УК в абсолютном значении остаются пока что на прошлогоднем уровне.

Учитывая установленный Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» прожиточный минимум для трудоспособного лица на 2015 год по состоянию на 1 января (1 218 грн), квалификация ответственности по ст. 212 УК Украины по состоянию на 2015 год осуществляется по таким пороговым показателям:

ГРН

2012

2013

2014

2015

Минимальный прожиточный минимум для трудоспособного лица

(устанавливается  ЗУ «О Государственном бюджете Украины»)

1 073

1 147

1 218

1 218

Налоговая социальная льгота

(50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица)

536,5

50%*1 073

573,5

50%*1 147

609

50%*1 218

609

50%*1 218

Квалификация по ч. 1 ст. 212 УКУ

(1000 * размер налоговой социальной льготы)

536 500

1000*50%*

1 073

573 500

1000*50%*

1 147

609 000

1000*50%*

1 218

609 000

1000*50%*

1 218

Квалификация по ч. 2 ст. 212 УКУ

(3000 * размер налоговой социальной льготы)

1 609 000

3000*50%*

1 073

1 720 000

3000*50%*

1 147

1 827 000

3000*50%*

1 218

1 827 000

3000*50%*

1 218

Квалификация по ч. 3 ст. 212 УКУ

(5000 * размер налоговой социальной льготы)

2 682 500

5000*50%*

1 073

2 687 500

5000*50%*

1 147

3 045 000

5000*50%*

1 218

3 045 000

5000*50%*

1 218

При этом напоминаем, что для квалификации правонарушения должны учитываться исключительно налоги, сборы, другие обязательные платежи, которые входят в систему налогообложения и введены в установленном порядке. Под налогом, сбором, другим обязательным платежом стоит понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, которые признаются законами Украины о налогообложении. То есть, должны учитываться не все денежные обязательства из налогового уведомления-решения, которое составляется по результатам проверки, а только сумма собственно налогов (сборов) без санкций.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1446

Прокомментировать