Стоимостные рамки на 2015 год для целей квалификации уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного кодекса Украины) — преданные надежды
1.
Стоимостные рамки для целей квалификации криминальной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 УК) непосредственно в данной статье указаны с привязкой к «необлагаемому минимуму доходов граждан».
2.
Еще в прошлом году это давало надежды на увеличение вдвое стоимостных порогов 2015 года в абсолютных показателях (суммах в гривнах), с учетом следующего:
Понятие «необлагаемый минимум доходов граждан» (далее – «НМДГ») раскрывается в Налоговом кодексе Украины: п. 5 подраздела 1 Раздела ХХ для рассматриваемых целей определяет НМДГ на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 Кодекса (= прожиточный минимум на месяц для трудоспособного лица по состоянию на 1 января налогового года); пункт 1 Раздела ХІХ Кодекса, в начальной редакции, уменьшал до 31 декабря 2014 года эту величину на 50 %.
Значит, ожидаемо, что с 1 января 2015 года, даже без повышения собственно прожиточного минимума, стоимостные рамки ст. 212 УК должны были увеличиться вдвое, а именно: должен был учитываться полный прожиточный минимум, а не половина.
Однако, не тут то было. Ожидаемому облегчению помешали законодатели.
Законом Украины № 71-VIII от 28.12.2014 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно налоговой реформы» 31 декабря 2014 года в вышеупомянутом пункте 1 Раздела ХІХ заменили на 31 декабря 2015 года и, таким образом, отложили увеличение вдвое порогов уголовной ответственности по ст. 212 УК еще по крайней мере на год.
То есть закон о налоговой реформе в этой части ухудшил ситуацию на 2015 год по сравнению с тем, как было бы без указанного «реформаторского закона».
3.
Коалиционное соглашение депутатских фракций Верховной Рады Украины VIII созыва, подписанное в прошлом году, также обещало увеличение порога, с превышением которого может наступать уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Так, в пп. 3.5.1 Коалиционного соглашения указано:
«3.5. Отказ от карательной модели налогового контроля:
3.5.1 повышение в два раза (с 1 000 до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан) значительного размера фактического непоступления в бюджет налогов, сборов, единого социального взноса и страховых взносов на пенсионное страхование для наличия признаков составов уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 212, 212-1 УК Украины»
Однако это положение (пока что?) так и остается только обещанием.
4.
Таким образом, стоимостные рамки порогов уголовной ответственности по ст. 212 УК в абсолютном значении остаются пока что на прошлогоднем уровне.
Учитывая установленный Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» прожиточный минимум для трудоспособного лица на 2015 год по состоянию на 1 января (1 218 грн), квалификация ответственности по ст. 212 УК Украины по состоянию на 2015 год осуществляется по таким пороговым показателям:
ГРН |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Минимальный прожиточный минимум для трудоспособного лица (устанавливается ЗУ «О Государственном бюджете Украины») |
1 073 |
1 147 |
1 218 |
1 218 |
Налоговая социальная льгота (50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица) |
536,5 50%*1 073 |
573,5 50%*1 147 |
609 50%*1 218 |
609 50%*1 218 |
Квалификация по ч. 1 ст. 212 УКУ (1000 * размер налоговой социальной льготы) |
536 500 1000*50%* 1 073 |
573 500 1000*50%* 1 147 |
609 000 1000*50%* 1 218 |
609 000 1000*50%* 1 218 |
Квалификация по ч. 2 ст. 212 УКУ (3000 * размер налоговой социальной льготы) |
1 609 000 3000*50%* 1 073 |
1 720 000 3000*50%* 1 147 |
1 827 000 3000*50%* 1 218 |
1 827 000 3000*50%* 1 218 |
Квалификация по ч. 3 ст. 212 УКУ (5000 * размер налоговой социальной льготы) |
2 682 500 5000*50%* 1 073 |
2 687 500 5000*50%* 1 147 |
3 045 000 5000*50%* 1 218 |
3 045 000 5000*50%* 1 218 |
При этом напоминаем, что для квалификации правонарушения должны учитываться исключительно налоги, сборы, другие обязательные платежи, которые входят в систему налогообложения и введены в установленном порядке. Под налогом, сбором, другим обязательным платежом стоит понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, которые признаются законами Украины о налогообложении. То есть, должны учитываться не все денежные обязательства из налогового уведомления-решения, которое составляется по результатам проверки, а только сумма собственно налогов (сборов) без санкций.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,