Изменения в процедуре выдачи разрешения на применение труда иностранца

01 июня, 2017 Информационные письма

23 мая 2017 г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций» (далее – «Закон»). Закон вступит в силу через три месяца со дня его опубликования и сейчас направлен на подпись Президенту. До вступления Закона в силу Кабинет Министров Украины (далее – «КМУ») должен привести соответствующие нормативно-правовые акты в соответствие с Законом, а потому ожидаем в ближайшее время внесение изменений в Постановление КМУ от 27 мая 2013 г. № 437 «Вопросы выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства» (далее – «Порядок»).

Целями принятия Закона являются упрощение процедуры выдачи разрешений на применение труда иностранцев и лиц без гражданства (далее – «иностранец») и временного вида на жительство в Украине. В этом информационном письме мы остановимся только на изменениях, которые касаются процедуры выдачи разрешений на применение труда иностранцев (далее – «разрешение»).

Особые категории иностранцев

Законом вводятся специальные категории иностранцев (далее – «особые категории иностранцев»), выдача разрешений для которых территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (далее – «центр занятости»), имеет определенные особенности, о которых пойдет речь далее:

Категория Подтверждающие документы
Иностранные высокооплачиваемые профессионалы – это иностранцы, заработная плата которых составляет не менее 50 минимальных заработных плат; Закон не содержит информацию касательно подтверждающих документов; можем предположить, что для подтверждения принадлежности к этой категории будет достаточно включить в проект трудового контракта положения о соответствующем размере заработной платы;
основатели и/или участники, и/или бенефициары (контроллеры) юридического лица, которое создано в Украине; центр занятости самостоятельно получает сведения об окончании формирования уставного капитала общества на момент подачи заявления о выдаче разрешения (следовательно, как можно предположить, обязательным является фактическое внесение инвестиции, а не только наличие соответствующей записи об участии в компании в ЕГР и/или уставе компании);
выпускники университетов, которые  входят в первую сотню в мировых рейтингах университетов, согласно перечню, определенному КМУ1; копия диплома о высшем образовании соответствующего университета;
иностранные работники творческих профессий – иностранцы, которые занимают должности, предусматривающие создание объектов авторского права и/или смежных прав как основная трудовая обязанность; нотариально заверенные копии документов, которые идентифицируют объект авторского права и/или смежных прав автора и свидетельствуют об авторстве (авторское право);
иностранные ІТ-профессионалы – иностранцы, которые занимают должности, связанные с разработкой и внедрением результатов компьютерного программирования (операционной системы, компьютерных программ и их компонентов, веб-сайтов, онлайн-сервисов) и криптографических средств защиты информации в юридических лицах, которые осуществляют деятельность из компьютерного программирования как основной вид экономической деятельности по КВЭД. центр занятости самостоятельно получает сведения о наличии у работодателя зарегистрированного вида деятельности – компьютерное программирование; предоставления дополнительных документов работодателем не требуется.

Перечень документов

Законом изменяется перечень документов, которые подаются в центр занятости для получения разрешения.

Из перечня были исключены следующие документы:

  • документ лечебно-профилактического учреждения о том, что лицо не болеет хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или другими инфекционными заболеваниями;
  • справка о несудимости;
  • справка работодателя о том, что должность, на которой будет применяться труд иностранца, согласно законодательству не связана с принадлежностью к гражданству Украины и не требует предоставления допуска к государственной тайне (соответствующие формулировки отныне будут включаться в текст самого заявления);
  • документы об образовании (кроме случаев, когда разрешение приобретается для выпускников университетов, входящих в первую сотню в мировых рейтингах университетов).

В перечне снова появилась:

  • копия проекта трудового договора (контракта) с иностранцем (при этом обязанность предоставить центру занятости копию уже подписанного договора после его заключения сохраняется).

Вместо 2-х фотографий подается одна.

Для трудоустройства отдельных категорий иностранцев работодатель дополнительно подает следующее:

Категория Подтверждающие документы
Командированные иностранные работники; Копия договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, которым предусмотрено применение труда иностранцев, которые направлены иностранным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (оказания услуг);
внутрикорпоративные цессионарии; решение иностранного субъекта хозяйствования о переводе иностранца на работу в Украину и копия контракта, заключенного между иностранцем и иностранным субъектом хозяйствования, о переводе на работу в Украину с определением срока работы в Украине;
лица, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса касательно признания беженцем или лицом, которое требует дополнительной защиты; копия решения об оформлении документов для решения вопроса касательно признания беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, и справка об обращении за защитой в Украине;
особые категории иностранцев. подтверждающие документы, которые указаны в начале этой статьи.

Следовательно, можно констатировать существенное уменьшение документов, которые предоставляются в центр занятости для получения разрешения.

Размер вознаграждения иностранца

Не является редкостью применение труда иностранца за символическую оплату в случаях, когда основное вознаграждение выплачивается иностранцу за рубежом (например, когда иностранец – работник материнской компании направляется в украинскую дочернюю компанию для выполнения руководящих функций).

Отныне компании будут вынуждены отойти от такой практики и учитывать определенные Законом минимальные размеры вознаграждения за труд иностранца. Так, согласно Закону работодатель может получить разрешение, при условии выплаты заработной платы в размере не менее как:

Категория Размер
Иностранный наемный работник в общественных объединениях, благотворительных организациях и определенных учебных заведениях; 5 минимальных заработных плат (16 000 грн в 2017 г.);
все остальные категории наемных работников. 10 минимальных заработных плат (32 000 грн в 2017 г.).

Не применяются требования касательно минимальной заработной платы только к особым категориям иностранцев.

Проконтролировать выполнение данной обязанности центр занятости сможет в результате получения от работодателя проекта трудового договора и копии уже заключенного трудового договора, которые обязательно должны предоставляться в рамках процедуры получения разрешения.

Из того как сформулирована новая норма

(«работодатель может получить разрешение, при условии…»)

можно сделать вывод о том, что обязанность касательно минимальной заработной платы будет применяться только к иностранцам, разрешение для которых будет получаться после вступления Закона в силу. Иначе говоря, увеличение заработной платы иностранцев, которые сейчас уже имеют соответствующее разрешение, не требуется.

Пока остается открытым вопрос, необходимо ли будет увеличивать размер заработной платы при продолжении действия пока действующего разрешения. Если исходить из того, что продлевается срок действия уже выданного разрешения (т.е. новый договор не заключается и новое разрешение не выдается), а неувеличение заработной платы не является основанием для отмены разрешения или отказа в продлении срока его действия, то увеличение заработной платы не должно требоваться.

Тем не менее мы не исключаем вероятность того, что центр занятости будет иметь противоположное мнение и останавливать рассмотрение документов, поданных на продление срока действия разрешения, в которых будет отсутствовать информация о соответствии размера заработной платы иностранца минимальному размеру, как указано выше. Скорее всего, центр занятости будет использовать для этого такое основание как «несоответствие условий трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, законодательству Украины о труде».

Срок действия разрешения

Максимальный срок действия разрешения для «обычных» иностранцев остается таким, как и раньше, – 1 год. Для некоторых категорий иностранцев этот срок меняется. Так, разрешение выдается:

Категория Срок
Для особых категорий иностранцев; на срок действия трудового договора (контракта), но не более чем на 3 года;
для командированных иностранных работников; на срок действия договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, но не более чем на 3 года;
для внутрикорпоративных цессионариев. на срок действия решения иностранного субъекта хозяйствования о переводе иностранца на работу в Украину и контракта, заключенного между иностранцем и иностранным субъектом хозяйствования, о переводе на работу в Украину.

Размер платы за выдачу разрешения

Сейчас плата за выдачу разрешения составляет 4 минимальные заработные платы и не справляется при продолжении действия разрешения. Согласно Закону размер платы зависит от срока, на который выдается разрешение, и составляет:

Внесение изменений в разрешение

Установлен перечень случаев, когда работодатель обязан внести изменения в разрешение (до принятия Закона обязанности вносить какие бы то ни были изменения не существовало):

  1. изменение наименования работодателя, преобразование, реорганизация или отделение юридического лица – работодателя (в таком случае центр занятости самостоятельно получает выписку из ЕГР), изменение имени и/или фамилии и/или отчества физического лица – предпринимателя, которое является работодателем (прилагается копия паспорта физического лица – предпринимателя, которое является работодателем);
  2. оформление нового паспорта иностранца, в том числе в случае изменения имени и/или фамилии и/или отчества иностранца (прилагается копия паспорта иностранца со сверенным переводом);
  3. изменение наименования должности иностранца, перевод на другую должность у одного работодателя в пределах срока, на который выдано разрешение (прилагается проект трудового договора (контракта) в новой редакции или проект дополнительного соглашения о внесении изменений в трудовой договор (контракт)).

Работодатель обязан обратиться в центр занятости с заявлением о внесении изменений в разрешение (с соответствующими подтверждающими документами) не позднее чем через 30 дней после возникновения обстоятельств, которые требуют внесения изменений. Центру занятости дается 3 рабочих дня на принятие решения о внесении изменений в разрешение.

Совместительство

Уже с февраля 2017 г. действует норма, которая предоставляет работодателю право на применение труда иностранцев на условиях совместительства. Закон несколько детализировал это правило.

В случае, если по совместительству применяется труд иностранных высокооплачиваемых профессионалов, разрешение на эту работу не получается (если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы).

Обычный иностранный наемный работник может совмещать работу в должности, определенную разрешением, с работой в должности временно отсутствующего работника без разрешения, при условии, что совмещение длится не более 60 календарных дней в течение календарного года.

Во всех остальных случаях совмещение (на разных должностях у одного или нескольких работодателей) возможно при условии получения разрешения на каждой должности.

Остановка рассмотрения, отказ

Был изменен перечень оснований для отказа в выдаче, продлении, внесении изменений в разрешение, а также введен порядок остановки рассмотрения поданных в центр занятости документов.

Так, некоторые обстоятельства, которые служат сейчас для отказа согласно Порядку, теперь станут основаниями только для остановки рассмотрения, а именно: подача документов/сведений не в полном объеме; несоответствие документов установленным требованиям; наличие недостоверных данных в документах. Основаниями для остановки рассмотрения также Законом определены следующие обстоятельства: подача документов неуполномоченным лицом, несоответствие условий трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, законодательству Украины о труде.

Некоторые основания для отказа были отменены Законом в принципе, а именно:

  • наличие квалифицированных работников в Украине (регионе), которые могут быть трудоустроены на заявленную работодателем вакансию и соответствуют требованиям, указанным работодателем в информации о спросе на рабочую силу (вакансии), и отказ работодателя в трудоустройстве граждан Украины, которые были направлены центром занятости (во время принятия решения о выдаче разрешения на применение труда лиц, указанных в абзаце втором пункта 2 этого Порядка);
  • несоответствие уровня образования, квалификации иностранца или лица без гражданства требованиям, указанным работодателем в информации о спросе на рабочую силу (вакансии);
  • наличие, по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, задолженности работодателя по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
  • наличие задолженности по уплате штрафных санкций за нарушение требований Закона Украины «О занятости населения»;
  • наличие решения о принудительном возвращении или принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства, принятого согласно статьям 26 и 30 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»;
  • отбывание иностранцем или лицом без гражданства на момент оформления разрешения наказания за совершение преступления или в случае привлечения лица к уголовной ответственности;

Следовательно, основаниями для отказа согласно Закону является лишь:

  • неустранение оснований для остановки рассмотрения заявления в течение установленного срока или признание центром занятости, мотивирующего письма, поданного работодателем, необоснованным;
  • подача заявления и документов для продления действия разрешения с нарушением срока (т.е. позднее, чем за 20 календарных дней);
  • отсутствие в ЕГР сведений о работодателе или наличие сведений о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, или наличие сведений о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, которое является работодателем (новое основание).

Другие изменения

Отметим, что измененная Законом статья 42 Закона Украины «О занятости населения» не содержит предостережений касательно выдачи разрешения только при отсутствии в Украине (регионе) квалифицированных работников, способных выполнять соответствующий вид работ. Именно это изменение получило больше критики во время законодательного процесса, принятия Закона. Более того, из перечня оснований для отказа в выдаче разрешения было исключено такое основание, как наличие квалифицированных работников в Украине (регионе), которые могут быть трудоустроены на заявленную работодателем вакансию.

Означает ли вышесказанное, что отменяется обязанность работодателя осуществлять первоочередной поиск работника на занятие вакансии среди граждан Украины (сейчас, работодатель обязан подать в центр занятости информацию о спросе на рабочую силу (вакансии) не позднее, чем за 15 календарных дней до даты обращения для получения разрешения)? Ответ станет понятен после приведения КМУ своих нормативно-правовых актов в соответствие с Законом, ведь соответствующие нормы содержатся сейчас именно в Порядке.

В Законе также (по сравнению с Порядком) не содержится ограничения касательно количества иностранцев, которые могут быть направлены по внешнеэкономическому договору работать в Украине.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Сейчас такой перечень еще не утвержден.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 5749

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Иностранным инвесторам предоставлено право на получение временного вида на жительство в Украине 12 июня, 2017    586

Прокомментировать