+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Остановка регистрации налоговых накладных – имеет ли вообще налоговая на это право?

30 сентября, 2020 Информационные письма

Продолжение информационного письма Заблокировали регистрацию налоговых накладных – что делать? (или о возможности необычных подходов к, к сожалению, привычной проблеме)

Остановлена регистрация налоговой накладной? А имеет ли налоговая вообще на это право?

1.

П. 201.16 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) устанавливает:

«201.16. Регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенных Кабинетом Министров Украины».

То есть Кабмин уполномочен НКУ определять порядок (способ) и основания приостановления регистрации налоговой накладной. А собственно останавливать регистрацию кто уполномочен?

Вопрос в контексте ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, согласно которой «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Таким образом, чтобы останавливать регистрацию налоговой накладной, должны быть определены не только основания и порядок (способ) для этого, но и полномочия на это. И эти полномочия должны быть предусмотрены Конституцией или законами Украины, а не какими-то подзаконными актами.

Имеет ли налоговая непосредственно по закону полномочия на остановку регистрации налоговых накладных?

2.

Из потенциально косвенного в НКУ нашли только п. 20.2, который устанавливает:

«20.2. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, принимает решение о регистрации / отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику».

Однако тут речь идет о принятии решений буквально о регистрации или отказе в регистрации. К тому же устанавливается, что такие действия должны совершаться в порядке, определенном Минфином.

Поэтому можно ли отождествлять право на (а) отказ в регистрации согласно п. 20.2 в порядке, определенном (б) Минфином с (в) остановкой регистрации по п. 201.16 в порядке, определенном (г) Кабмином?

По общим правилам юридической техники для одинакового используют одинаковые понятия. Если употребляются различные понятия, к тому же ссылки делаются на очевидно разные порядки, утвержденные различными органами, то речь идет о разном?

То есть остановка в порядке и на основаниях, определенных Кабмином, – это не отказ в регистрации в порядке, определенном Минфином.

Прямых полномочий налоговой (или какого-либо другого государственного органа) в НКУ на действия/решения об остановке регистрации налоговых накладных мы не нашли.

Итак, можно сделать вывод, что полномочия на принятие решений об остановке регистрации накладных в налоговой по закону отсутствуют и налоговики не имеют права принимать решения об остановке регистрации налоговых накладных?

3.

Попутно отметим, что возникает вопрос и об основаниях для остановки, действительно ли право их определять может быть делегировано законом Кабмину, ведь согласно ч. 2 Конституции Украины основания для действий государственных органов должны быть предусмотрены законами Украины (а не нормативным актом низшего уровня как постановление Кабмина).

Поэтому все изложенное позволяет утверждать, что полномочий на принятие решений о приостановлении регистрации накладных у налоговой нет, а установление оснований для этого постановлением Кабмина (хотя норма об этом и есть в НКУ – п. 201.16) противоречит Конституции Украины, поскольку по Конституции (ч. 2 ст. 19) основания действий государственных органов и их должностных лиц должны определяться исключительно на уровне Конституции или законов Украины.

Поэтому любое решение об остановке регистрации со ссылкой на п. 201.16 НКУ неправомерное уже потому, что у налоговиков отсутствуют по закону полномочия для принятия таких решений и основания для них не могут устанавливаться нормативными актами, отличными от Конституции или законов Украины.

4.

В постановлении КМУ № 1165 от 11.12.2019 г. «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» в самом начале, как основание для принятия этого постановления, отмечено:

«В соответствии с подпунктом 56.23.2 пункта 56.23 статьи 56 и пункта 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет: …».

Вопросы, связанные непосредственно с п. 201.16, рассмотрены выше.

А п. 56.23 касается порядка обжалования решений налоговиков.

Для удобства приводим его полностью здесь в текущей редакции:

«56.23. Обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществляется в порядке, определенном этой статьей с учетом следующих особенностей:

56.23.1 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных подается в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику;

56.23.2 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комиссией центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, при участии уполномоченного лица центрального органа исполнительной власти, который  обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику;

56.23.3 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;

56.23.4 если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока».

Как видим, п. 56.23 устанавливает порядок обжалования решений об отказе в регистрации, и п. 56.23 установлено, что такое обжалование осуществляется в порядке, установленном ст. 56 с учетом особенностей, установленных п. 56.23.

Как рассмотрено выше, решение об отказе в регистрации накладной, которое принимается согласно НКУ (п. 20.2) в порядке, определенном Минфином, это не то же самое, что остановка регистрации налоговой накладной согласно п. 201.16, которая осуществляется в порядке, определенном Кабмином.

В п. 201.16 отсутствует какое-либо упоминание о предоставлении полномочий Кабмину устанавливать порядок обжалования решений налоговиков. Этот порядок установлен непосредственно ст. 56 НКУ, и там отсутствуют положения, которые уполномочивали бы Кабмин устанавливать порядок обжалования или его особенности. И ссылка на п. 56.23 НКУ здесь явно неуместна – там отсутствуют какие-либо упоминания о Кабмине!

Поэтому и здесь Кабмин неправомерно перебрал полномочия по утверждению Порядка рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных Постановлением № 1165 от 11.12.2019 г.

Для полноты изложения – не усматривается в НКУ и положений, которые бы уполномочивали Кабмин устанавливать порядок обжалования решений об отказе в регистрации накладных как категории, отличной от решений об остановке регистрации накладных.

Поэтому рассмотрение жалоб в порядке, утвержденном указанным Постановлением Кабмина – неправомерен, как неправомерны и дополнительные требования для налогоплательщиков, которые содержатся в том порядке.

5.

Видимо, чиновники забеспокоились, что налогоплательщики «кажется, что-то начинают подозревать». Поэтому Кабминовский законопроект 4101 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», зарегистрированный в Верховной Раде 15.09.2020 г., предусматривает, в частности, такие изменения:

«Верховная Рада Украины п о с т а н о в л я е т:

  1. Внести в Налоговый кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., № 13-17, ст. 112) такие изменения:

  1. В статье 20:

2) в пункте 20.2 слова «отказ в» заменить словом «остановка«.

  1. В пункте 56.23 статьи 56:

1) абзац первый и подпункт 56.23.1 изложить в такой редакции:

«56.23. Обжалование решения об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, о неучете таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость, о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности налогоплательщика осуществляется в порядке, определенном настоящей статьей, с учетом таких особенностей:

56.23.1. жалобы на решение об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, о неучете таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость, о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности налогоплательщика подаются контролирующему органу и рассматриваются в течение 10 календарных дней с дня получения таких жалоб контролирующим органом в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;»;

2) подпункты 56.23.2 и 56.23.3 исключить;

3) подпункт 56.23.4 изложить в такой редакции:

«56.23.4. если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика на решение об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, о неучете таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость, о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем ​​указанного срока.» …».

В Пояснительной записке к законопроекту касательно этих положений отмечено следующее:

«6. В настоящее время Минфин вместе с ГНС, с привлечением представителей бизнеса, ведет работу по обсуждению проблем, которые возникают при остановке регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Целью такого обсуждения является поиск путей совершенствования алгоритма работы системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков и внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и постановления Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 № 1165 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

Первым шагом этой работы стала необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Украины в части согласования между собой нормы Налогового кодекса Украины (приведение к действующему законодательству, в частности статьи 201 Налогового кодекса Украины). Также Налоговый кодекс Украины дополнен нормами, согласно которым налогоплательщик имеет право подать жалобу на решение ГНС о неучете таблицы данных плательщика НДС и о соответствии/несоответствии плательщика НДС критериям рискованности плательщика налога, которое предоставляется плательщику в случае соответствия его критериям рискованности, определенных постановлением Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 №1165 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

То есть тем самым Кабмин фактически признает, что до сих пор действовал не на основании закона, когда уполномочивал конкретно налоговую останавливать регистрацию, и устанавливал особый порядок обжалования. И пытается «закрыть» пробелы в основаниях для таких действий путем замены отказа в регистрации на остановку регистрации, и включить упоминание в НКУ о предоставлении полномочий Кабмина на порядок рассмотрения жалоб.

Словом, изменения предусматривают предоставление больше возможностей жаловаться:


Принципиальных изменений касательно подходов не предвидится. То есть остается ловушка для налогоплательщиков пойти на «длинный круг» обжалований и судебных дел при том, что деньги в бюджет из того, что не признают, таки требуют, и при уплате эти деньги «висят» как беспроцентная «принудительная» ссуда бюджету.

6.

При том, что соответствие Конституции Украины соответствующих положений, даже после изменений, вызывает по крайней мере сомнение.

Мало того, предлагаемые изменения представляются недоработанными даже с технической стороны. Так, например, в п. 20.2 НКУ предлагают менять только «отказ» на «остановку», при этом оставляют в том пункте, что это должно делаться в порядке, определенном Минфином. А п. 201.16 требует, чтобы это было в порядке, определенном Кабмином. Вот так «согласовывают» между собой нормы НКУ, о необходимости чего говорится в п. 6 Пояснительная записки к законопроекту.

7.

Предлагаемые Кабмином изменения не решают, а, скорее, усугубляют проблему, и оставляют фактическую возможность для манипулирования контролирующими органами остановкой регистрации налоговых накладных в качестве средства обеспечения дополнительных поступлений в бюджет. Недаром же в названии законопроекта делается акцент на обеспечении бюджетных поступлений.

Реальные изменения были бы возможны при закреплении другой парадигмы, согласно которой не налогоплательщик, регистрация накладной которого остановлена, должен доказывать свою невиновность и нести бремя наказания, фактического ограничения возможности осуществлять нормальную предпринимательскую деятельность без доказательства его вины, а остановка применяется как исключительная мера, строго ограниченная во времени, в течение которой налоговая сама должна установить (как это, кстати, и следует и сейчас с НКУ – смотрите в Разделе 1 нашего материала «Заблокировали регистрацию налоговых накладных – что делать? (или о возможности необычных подходов к, к сожалению, привычной проблеме)»), реальные ли основания для предостережений из-за опасений наличия преступления, и разблокировать регистрацию (с выплатой компенсации плательщику налога) в случае недоказанности наличия уголовного правонарушения.

Продолжение в материале «Заблокировали регистрацию налоговых накладных – так что же делать? – ІІІ (если обычные меры не приводят к решению проблемы)».

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

 

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 307

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Заблокировали регистрацию налоговых накладных – так что же делать? – ІІІ
(если обычные меры не приводят к решению проблемы)
15 октября, 2020    328

Заблокировали регистрацию налоговых накладных – что делать?
(или о возможности необычных подходов к, к сожалению, привычной проблеме)
29 сентября, 2020    1369

Регистрация НН в ЕРНН – ВС нас услышал, что плательщик не регистрирует! 29 июля, 2019    4042

Регистрация налоговых накладных – кто на самом деле регистрирует и есть ли основания для применения штрафных санкций за нарушение сроков регистрации НН в ЕРНН? 10 июня, 2019    5333

Блокировка налоговых накладных: позиция Верховного Суда 31 мая, 2019    1493

Война – фигня, маневры главнее? (или почему регистрация налоговой накладной важнее уплаты налога?) 01 апреля, 2019    1051

Блок нот. Комментарий Инны Таптуновой касательно работы системы блокировки налоговых накладных 06 июня, 2018    547

Блокировка налоговых накладных – философия вопроса 13 февраля, 2018    1072

Прокомментировать