+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Блокировка налоговых накладных: позиция Верховного Суда

31 мая, 2019 Информационные письма

Одним из ключевых проблемных аспектов процедуры блокировки налоговых накладных, на который наши специалисты уже обращали внимание (подробнее см. в материале «Блок нот. Комментарий Инны Таптуновой касательно работы системы блокировки налоговых накладных»), является нарушение положений п. 201.16 ст. 201 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) в каждом случае такой блокировки.

Так, с 01 января 2018 года п. 201.16 ст. 201 НКУ изложен в следующей редакции:

«201.16. Регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенных Кабинетом Министров Украины».

Соответственно, основания для приостановления регистрации налоговых накладных должны быть установлены Кабинетом Министров Украины. Вместо этого фактически основания для приостановления регистрации налоговых накладных установлены Государственной фискальной службой Украины (с 21 марта 2018 года – в письме № 959/99-99-07-18 и с 05 ноября 2018 года – в письме «Критерии рискованности налогоплательщика» от 05 ноября 2018 года) и согласованы с Министерством финансов Украины.

Похожую позицию поддержал Верховный Суд в одном из решений.

Так, в Постановлении от 02 апреля 2019 года по делу № 822/1878/18 Верховный Суд указал на незаконность блокировки налоговых накладных на основании критериев рискованности, определенных Государственной фискальной службой Украины, учитывая следующее:

«Верховный Суд, предоставляя оценку доводам кассационной жалобы, учитывает, что письма министерств, других органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами в понимании статьи 117 Конституции Украины, а потому не являются источником права в соответствии со статьей 7 Кодекса административного судопроизводства Украины. Вместо этого, как установлено судами предыдущих инстанций, налогоплательщиком предоставлены в налоговый орган первичные документы для подтверждения реальности хозяйственных операций.

Общими требованиями, которые выдвигаются к актам индивидуального действия, как акта правоприменения, являются его обоснованность и мотивированность, то есть предоставление налоговым органом конкретных оснований его принятия (фактических и юридических), а также убедительных и понятных мотивов его принятия. Кроме того, акты, которые утверждают критерии рискованности осуществления операций, имеют цель установить нормы права, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан, а следовательно, подлежат обязательной регистрации в порядке, определенном действующим законодательством.

Учитывая противоречивость нормативного регулирования, приведенное и проанализированное выше, как основания применения презумпции правомерности решений плательщика (подпункт 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины), а также требования принципов правовой определенности и предсказуемости, Суд соглашается с выводами судов предыдущих инстанций касательно безосновательности остановки регистрации налоговой накладной Общества и противоправности решения налогового органа от 04 мая 2018 года № 679000/39957239 об отказе в регистрации налоговой накладной Едином реестре налоговых накладных».

Как видим, Верховный Суд также правильно отметил, что акт, который утверждает фактические основания для остановки регистрации налоговых накладных, подлежит обязательной регистрации. Соответствующее Постановление Верховного Суда доступно по ссылке.

Кроме того, Верховный Суд также отметил, что процедура блокировки регистрации, которая действовала до 05 ноября 2018 года (аналогичная процедура с незначительными изменениями действует и сегодня), нарушает базовые основания принципа правовой определенности и предсказуемости как составляющей гарантированного ст. 8 Конституции Украины принципа верховенства права.

Следует заметить, что соответствующая позиция Верховного Суда является обязательной для применения с учетом положений ч. 5 ст. 242 Кодекса административного судопроизводства Украины, соответственно, ожидаем, что споры касательно блокировки регистрации налоговых накладных будут решаться на административном уровне или по крайней мере их количество в судах существенно уменьшится.

Как следствие, сегодня работа системы блокировки регистрации налоговых накладных является незаконной как таковая, поскольку основания для приостановления регистрации налоговых накладных не установлены в установленном законом порядке. Таким образом, любая остановка регистрации налоговых накладных является неправомерной, а соответствующие решения о приостановлении регистрации – подлежат автоматической отмене уже на этом основании.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 876

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Роль ЕСПЧ в спорах по вопросам налогов в Украине 06 ноября, 2019    190

Налоговый спор: чем еще руководствоваться, кроме Налогового кодекса? 28 августа, 2019    557

Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2019 год 02 августа, 2019    871

Регистрация НН в ЕРНН – ВС нас услышал, что плательщик не регистрирует! 29 июля, 2019    2575

Штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных в аспекте юридической определенности 25 июля, 2019    834

Указ о штрафных санкциях за нарушения норм оборота наличных денег признан утратившим силу 21 июня, 2019    384

Все, что нам надо – СВОБОДА! 19 июня, 2019    926

Регистрация налоговых накладных – кто на самом деле регистрирует и есть ли основания для применения штрафных санкций за нарушение сроков регистрации НН в ЕРНН? 10 июня, 2019    1404

Уплачивается ли пеня при самоисправлении (самоначислении) налоговых обязательств за прошлые периоды? 10 июня, 2019    396

КМ Партнеры защитила интересы МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА в Конституционном Суде Украины, подтвердив право на возвращение переплат по местным налогам на территории АТО 07 июня, 2019    578

Государственная налоговая служба не будет по закону контролирующим органом
и не будет иметь право на проведение налоговых проверок
(или ГФСУ forever, или по крайней мере до изменений в Налоговом кодексе)?
22 мая, 2019    1760

ГФС=ГНС+ГТС-конкурс (и конкурсные условия) 07 мая, 2019    675

Прокомментировать