+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Блокировка налоговых накладных: позиция Верховного Суда

31 мая, 2019 Информационные письма

Одним из ключевых проблемных аспектов процедуры блокировки налоговых накладных, на который наши специалисты уже обращали внимание (подробнее см. в материале «Блок нот. Комментарий Инны Таптуновой касательно работы системы блокировки налоговых накладных»), является нарушение положений п. 201.16 ст. 201 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) в каждом случае такой блокировки.

Так, с 01 января 2018 года п. 201.16 ст. 201 НКУ изложен в следующей редакции:

«201.16. Регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенных Кабинетом Министров Украины».

Соответственно, основания для приостановления регистрации налоговых накладных должны быть установлены Кабинетом Министров Украины. Вместо этого фактически основания для приостановления регистрации налоговых накладных установлены Государственной фискальной службой Украины (с 21 марта 2018 года – в письме № 959/99-99-07-18 и с 05 ноября 2018 года – в письме «Критерии рискованности налогоплательщика» от 05 ноября 2018 года) и согласованы с Министерством финансов Украины.

Похожую позицию поддержал Верховный Суд в одном из решений.

Так, в Постановлении от 02 апреля 2019 года по делу № 822/1878/18 Верховный Суд указал на незаконность блокировки налоговых накладных на основании критериев рискованности, определенных Государственной фискальной службой Украины, учитывая следующее:

«Верховный Суд, предоставляя оценку доводам кассационной жалобы, учитывает, что письма министерств, других органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами в понимании статьи 117 Конституции Украины, а потому не являются источником права в соответствии со статьей 7 Кодекса административного судопроизводства Украины. Вместо этого, как установлено судами предыдущих инстанций, налогоплательщиком предоставлены в налоговый орган первичные документы для подтверждения реальности хозяйственных операций.

Общими требованиями, которые выдвигаются к актам индивидуального действия, как акта правоприменения, являются его обоснованность и мотивированность, то есть предоставление налоговым органом конкретных оснований его принятия (фактических и юридических), а также убедительных и понятных мотивов его принятия. Кроме того, акты, которые утверждают критерии рискованности осуществления операций, имеют цель установить нормы права, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан, а следовательно, подлежат обязательной регистрации в порядке, определенном действующим законодательством.

Учитывая противоречивость нормативного регулирования, приведенное и проанализированное выше, как основания применения презумпции правомерности решений плательщика (подпункт 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины), а также требования принципов правовой определенности и предсказуемости, Суд соглашается с выводами судов предыдущих инстанций касательно безосновательности остановки регистрации налоговой накладной Общества и противоправности решения налогового органа от 04 мая 2018 года № 679000/39957239 об отказе в регистрации налоговой накладной Едином реестре налоговых накладных».

Как видим, Верховный Суд также правильно отметил, что акт, который утверждает фактические основания для остановки регистрации налоговых накладных, подлежит обязательной регистрации. Соответствующее Постановление Верховного Суда доступно по ссылке.

Кроме того, Верховный Суд также отметил, что процедура блокировки регистрации, которая действовала до 05 ноября 2018 года (аналогичная процедура с незначительными изменениями действует и сегодня), нарушает базовые основания принципа правовой определенности и предсказуемости как составляющей гарантированного ст. 8 Конституции Украины принципа верховенства права.

Следует заметить, что соответствующая позиция Верховного Суда является обязательной для применения с учетом положений ч. 5 ст. 242 Кодекса административного судопроизводства Украины, соответственно, ожидаем, что споры касательно блокировки регистрации налоговых накладных будут решаться на административном уровне или по крайней мере их количество в судах существенно уменьшится.

Как следствие, сегодня работа системы блокировки регистрации налоговых накладных является незаконной как таковая, поскольку основания для приостановления регистрации налоговых накладных не установлены в установленном законом порядке. Таким образом, любая остановка регистрации налоговых накладных является неправомерной, а соответствующие решения о приостановлении регистрации – подлежат автоматической отмене уже на этом основании.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 2648

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
19 января, 2024    269

Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2021 год 14 февраля, 2022    2491

Антонина Городецкая выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 30 апреля, 2021    719

Александр Минин выступил с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 28 апреля, 2021    620

Ответственность и штрафы согласно НКУ по-новому с 01 января 2021 года 27 апреля, 2021    879

Решение суда о регистрации налоговых накладных – только начало? 22 апреля, 2021    1916

Налоговые льготы для новых значительных инвестиций 02 апреля, 2021    2759

Александр Минин и Антонина Городецкая выступили с докладами на вебинаре «Налоги: изменения в законодательстве и правоприменении» 19 марта, 2021    2136

Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2020 год 26 февраля, 2021    3243

Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения? 02 февраля, 2021    6748

Заблокировали регистрацию налоговых накладных – так что же делать? – ІІІ
(если обычные меры не приводят к решению проблемы)
15 октября, 2020    1523

Остановка регистрации налоговых накладных – имеет ли вообще налоговая на это право? 30 сентября, 2020    6526

Прокомментировать