Являются ли шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок действенными?

17 октября, 2016 Информационные письма

В июле этого года был изменен момент инициации уголовных производств по результатам проверок, а именно: введено, что материалы проверок будут передаваться в следственное подразделение финансовых расследований только после согласования налоговых обязательств, начисленных по результатам таких проверок.

Соответствующие положения были утверждены изменениями в Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов1 (далее – «Методические рекомендации»). Подробнее об этом в материале «Шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок» от 22.08.2016 года.

Попробуем проанализировать, действуют ли введенные изменения на практике по результатам ІІІ квартала этого года, в котором были приняты соответствующие изменения в Методические рекомендации.

На сайте Генеральной прокуратуры Украины уже доступна статистическая информация о зарегистрированных уголовных производствах за июль-сентябрь 2016 года и результаты их досудебного расследования, в том числе и касательно уголовных производств по ст. 212 Уголовного кодекса Украины, которые являются результатами налоговых проверок в уголовной плоскости.

Выясним, работают ли на практике внесенные изменения касательно момента инициации уголовных производств по результатам налоговых проверок: есть ли изменения в сторону уменьшения количества начатых уголовных производств и изменения в сторону увеличения количества закрытых уголовных производств?

Так, по данным Генеральной прокуратуры Украины (для удобства, данные за июнь-сентябрь 2016 года можно найти в Таблице 1, Таблице 2, Таблице 3 и Таблице 4):

table_Review of the statistical data for II and III quarter_ru

Вероятно, некоторые положительные колебания в сторону уменьшения, в разрезе начатых уголовных производств, все же прослеживаются. Однако однозначно говорить о причинах вряд ли можно, так как это могут быть и факторы летнего отпускного периода.

Если же обобщить данные за весь ІІІ квартал, то в целом в течение июля-сентября 2016 года было начато 400 уголовных производств, а 127 уголовных производств было закрыто5.

Интересно сравнить с результатами ІІ квартала этого года, какими были данные статистики до внесения в Методические рекомендации рассматриваемых изменений:

Table_2 and 3 quarters_ru

Как видим, количество начатых уголовных производств уменьшилось незначительно – на 12 единиц. То есть уголовных производств значительно меньше не стало, и тенденция автоматического открытия уголовных производств сохраняется. Нельзя исключать, что происходят только определенные «сезонные колебания», в том числе связанные с основным периодом отпусков.

Однако стоит обратить внимание на процентное соотношение закрытых и начатых уголовных производств. Так, в июле было закрыто 25% от количества открытых в течение месяца уголовных производств, в то время как в августе этот показатель уже составляет 35%, а в сентябре – 36,7%. В общем, за ІІІ квартал этот показатель составляет 31,8%, в то время как за ІІ квартал –  всего 21%.

Косвенно можем сделать вывод, что количество начатых производств по сравнению с закрытыми, при неизменных обстоятельствах7, должно было быть больше. То есть фактически положительные сдвиги есть, и можно говорить об определенном ослаблении давления на бизнес, а также о том, что, вероятно, в какой-то части изменения относительно момента инициации уголовного производства все же начали работать.

В то же время, о том, что изменения однозначно работают и работают «в полную силу», к сожалению, утверждать не можем. Так, чтобы введенный Методическими рекомендациями шаг по уменьшению уголовных производств был 100% действенным (для всех контролирующих органов и в отношении всех плательщиков налогов), требуется закрепление таких шагов на уровне более высоком, чем рекомендации. Собственно, касательно возможной неоднозначной практики по применению этих положений в Методических рекомендациях мы ранее отмечали в обзорном письме «Шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок» от 22.08.2016 года. Поэтому и в дальнейшем стоим на позиции, что такие изменения должны быть внесены в закон. Напомним, что законодательное урегулирование этой проблемы предлагается в законопроекте № 3448 (подробнее в материале на нашем сайте по ссылке).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагает в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Приказ ГФСУ от 18 июля 2016 года № 633, которым внесены изменения в Приказ ГФСУ от 31 июля 2014 года № 22.

2Так, по данным на конец июня 2016 года состояло на учёте 838 уголовных правонарушений, по которым решение не было принято, в то время как в июле состояло на учёте 994 уголовных производства. Так, за месяц было открыто 156 уголовных производств. Аналогично, за период январь-июнь было закрыто 115 уголовных производства, в то время как за период январь-июль 154, то есть закрыто 39 производств.

3Так, по данным на конец июля 2016 года состояло на учёте 921 уголовное правонарушение, по которым решение не было принято, в то время как в августе состояло на учёте 1037 уголовных производств. Так, за месяц было открыто 116 уголовных производств. Аналогично, за период январь-июль было закрыто 154 уголовных производства, в то время как за период январь-август  195, то есть закрыто 41 производства.

4Так, по данным на конец августа 2016 состояло на учёте 954 уголовных правонарушения, по которым решение не было принято, в то время как в сентябре состояло на учёте 1082 уголовных производства. Так, за месяц было открыто 128 уголовных производств. Аналогично, за период январь-август было закрыто 195 уголовных производств, в то время как за период январь-сентябрь — 242, то есть закрыто 47 производств.

5Результаты получены путем добавления количества открытых производств за июль, август и сентябрь 2016 года.

6Результаты получены путем добавления количества открытых производств за апрель, май и июнь 2016 года. Для удобства, со статистическими данными, которые находятся на официальном сайте Генерельной прокуратуры Украины за март-май 2016 года, можно ознакомиться в Таблице 1, Таблице 2 и Таблице 3.

7Существенных изменений в статистике Государственной фискальной службы Украины по обжалованию налоговых уведомлений-решений не наблюдаем.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 355

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Уголовные производства по ст. 212 УК Украины за первое полугодие 2016 года: статистика, приговоры и тенденции? 04 октября, 2016    578

Кто должен платить налоги и штрафы для освобождения от ответственности по ч. 4 ст. 212 УК Украины? 30 мая, 2016    831

Заплатить налоги и спать спокойно 12 мая, 2016    359

За что осуждали в случаях уклонения от уплаты налогов в 2015 году? 04 марта, 2016    947

Приговоры по уголовным производствам относительно уклонения от уплаты налогов в 2015 году 04 марта, 2016    624

Решение о привлечении к уголовной ответственности за непроведение налоговых корректировок 04 марта, 2016    249

Решение о привлечении к уголовной ответственности за неправомерное использование льготы по НДС 04 марта, 2016    157

Приговор о привлечении к уголовной ответственности за недекларирование доходов от полученных процентов за предоставленную ссуду 04 марта, 2016    168

Оправдательный приговор по делу, связанному с применением обычных цен при продаже недвижимого имущества 04 марта, 2016    136

Уголовный приговор за уклонение от уплаты налогов путем неприменения обычных цен 02 марта, 2016    223

Статистика уголовных производств по ст. 212 Уголовного кодекса или каким был для налогоплательщиков 2015 год? 23 февраля, 2016    1115

Налоговые споры как основание для уголовной ответственности – текущие угрозы для налогоплательщиков 25 декабря, 2015    413

Прокомментировать