Являются ли шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок действенными?
В июле этого года был изменен момент инициации уголовных производств по результатам проверок, а именно: введено, что материалы проверок будут передаваться в следственное подразделение финансовых расследований только после согласования налоговых обязательств, начисленных по результатам таких проверок.
Соответствующие положения были утверждены изменениями в Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов1 (далее – «Методические рекомендации»). Подробнее об этом в материале «Шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок» от 22.08.2016 года.
Попробуем проанализировать, действуют ли введенные изменения на практике по результатам ІІІ квартала этого года, в котором были приняты соответствующие изменения в Методические рекомендации.
На сайте Генеральной прокуратуры Украины уже доступна статистическая информация о зарегистрированных уголовных производствах за июль-сентябрь 2016 года и результаты их досудебного расследования, в том числе и касательно уголовных производств по ст. 212 Уголовного кодекса Украины, которые являются результатами налоговых проверок в уголовной плоскости.
Выясним, работают ли на практике внесенные изменения касательно момента инициации уголовных производств по результатам налоговых проверок: есть ли изменения в сторону уменьшения количества начатых уголовных производств и изменения в сторону увеличения количества закрытых уголовных производств?
Так, по данным Генеральной прокуратуры Украины (для удобства, данные за июнь-сентябрь 2016 года можно найти в Таблице 1, Таблице 2, Таблице 3 и Таблице 4):
Вероятно, некоторые положительные колебания в сторону уменьшения, в разрезе начатых уголовных производств, все же прослеживаются. Однако однозначно говорить о причинах вряд ли можно, так как это могут быть и факторы летнего отпускного периода.
Если же обобщить данные за весь ІІІ квартал, то в целом в течение июля-сентября 2016 года было начато 400 уголовных производств, а 127 уголовных производств было закрыто5.
Интересно сравнить с результатами ІІ квартала этого года, какими были данные статистики до внесения в Методические рекомендации рассматриваемых изменений:
Как видим, количество начатых уголовных производств уменьшилось незначительно – на 12 единиц. То есть уголовных производств значительно меньше не стало, и тенденция автоматического открытия уголовных производств сохраняется. Нельзя исключать, что происходят только определенные «сезонные колебания», в том числе связанные с основным периодом отпусков.
Однако стоит обратить внимание на процентное соотношение закрытых и начатых уголовных производств. Так, в июле было закрыто 25% от количества открытых в течение месяца уголовных производств, в то время как в августе этот показатель уже составляет 35%, а в сентябре – 36,7%. В общем, за ІІІ квартал этот показатель составляет 31,8%, в то время как за ІІ квартал – всего 21%.
Косвенно можем сделать вывод, что количество начатых производств по сравнению с закрытыми, при неизменных обстоятельствах7, должно было быть больше. То есть фактически положительные сдвиги есть, и можно говорить об определенном ослаблении давления на бизнес, а также о том, что, вероятно, в какой-то части изменения относительно момента инициации уголовного производства все же начали работать.
В то же время, о том, что изменения однозначно работают и работают «в полную силу», к сожалению, утверждать не можем. Так, чтобы введенный Методическими рекомендациями шаг по уменьшению уголовных производств был 100% действенным (для всех контролирующих органов и в отношении всех плательщиков налогов), требуется закрепление таких шагов на уровне более высоком, чем рекомендации. Собственно, касательно возможной неоднозначной практики по применению этих положений в Методических рекомендациях мы ранее отмечали в обзорном письме «Шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок» от 22.08.2016 года. Поэтому и в дальнейшем стоим на позиции, что такие изменения должны быть внесены в закон. Напомним, что законодательное урегулирование этой проблемы предлагается в законопроекте № 3448 (подробнее в материале на нашем сайте по ссылке).
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагает в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Приказ ГФСУ от 18 июля 2016 года № 633, которым внесены изменения в Приказ ГФСУ от 31 июля 2014 года № 22.
2Так, по данным на конец июня 2016 года состояло на учёте 838 уголовных правонарушений, по которым решение не было принято, в то время как в июле состояло на учёте 994 уголовных производства. Так, за месяц было открыто 156 уголовных производств. Аналогично, за период январь-июнь было закрыто 115 уголовных производства, в то время как за период январь-июль – 154, то есть закрыто 39 производств.
3Так, по данным на конец июля 2016 года состояло на учёте 921 уголовное правонарушение, по которым решение не было принято, в то время как в августе состояло на учёте 1037 уголовных производств. Так, за месяц было открыто 116 уголовных производств. Аналогично, за период январь-июль было закрыто 154 уголовных производства, в то время как за период январь-август – 195, то есть закрыто 41 производства.
4Так, по данным на конец августа 2016 состояло на учёте 954 уголовных правонарушения, по которым решение не было принято, в то время как в сентябре состояло на учёте 1082 уголовных производства. Так, за месяц было открыто 128 уголовных производств. Аналогично, за период январь-август было закрыто 195 уголовных производств, в то время как за период январь-сентябрь — 242, то есть закрыто 47 производств.
5Результаты получены путем добавления количества открытых производств за июль, август и сентябрь 2016 года.
6Результаты получены путем добавления количества открытых производств за апрель, май и июнь 2016 года. Для удобства, со статистическими данными, которые находятся на официальном сайте Генерельной прокуратуры Украины за март-май 2016 года, можно ознакомиться в Таблице 1, Таблице 2 и Таблице 3.
7Существенных изменений в статистике Государственной фискальной службы Украины по обжалованию налоговых уведомлений-решений не наблюдаем.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины с 01 января 2018 года
Прокуратура потеряла полномочия досудебного расследования преступлений, подследственных Государственному бюро расследований
Уголовная ответственность за нормотворчество, которое приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет
Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2017 года: «призрак» налоговой милиции и «эффективность» суда
Приговоры по уголовным производствам касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2017 года
Досудебное расследование за уклонение от уплаты налогов (по ст. 212 УК Украины): сейчас только относительно депутатов и власть имущих?
Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов в первом квартале 2017 года: приговоры, тенденции и статистика
Узаконивание [незаконных] налоговых проверок в рамках уголовного производства?
Презентация «Незаконность назначения налоговых проверок в рамках уголовного производства»
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: как подтверждено судами в 2016 году и какие реальные санкции
Уголовные производства по уклонению от уплаты налогов в 2016 году: приговоры, тенденции и статистика
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК в 2017 году
Или НУР на какую сумму будут пугать в этом году?