+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Изменения в НКУ и другие законы касательно поддержки налогоплательщиков на период эпидемии коронавируса

19 марта, 2020 Информационные письма

17 марта 2020 года, Верховной Радой Украины был принят Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» № 533-IX (далее – Закон № 533-IX), а также Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» № 530-IX (далее – Закон № 530-IX) на основании проектов Законов № 3220 и № 3219 соответственно. Законы были безотлагательно подписаны Президентом Украины, о чем указано на сайте Верховной Рады и Президента.

Изменения, которые были внесены Законами № 533-IX и № 530-IX, вступили в силу со следующего дня после их официального опубликования (за исключением изменений касательно публичных закупок).

Что же касается собственно изменений, то ожидаются такие:

І. Изменения в Налоговый кодекс

Положения подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) дополняются рядом пунктов, которые будут предусматривать следующее:

1.1. Не будут применяться штрафные санкции за нарушения налогового законодательства, осуществленные в течение периода с 01 марта по 30 апреля 2020 года, кроме штрафных санкций за нарушение касательно:

  • начисления, декларирования и уплаты налога на дополнительную стоимость, акцизного налога, рентной платы;
  • правил нарушения правил учета, производства и обращения, топлива или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются применяются на общих основаниях (штрафы по статье 128-1 НКУ);
  • требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, страхование дополнительной пенсии (штрафы по статье 123-1 НКУ);
  • отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа (штрафы по статье 124 НКУ).

При этом, исходя из имеющегося текста Закона № 533-IX, понимаем, что утвержденное освобождение не касается значительного количества штрафов, связанных с начислением, декларированием и уплатой НДС, акциза и рентной платы. То есть штрафы по ст. 120, 123, 126 НКУ в разрезе указанных налогов будут подлежать применению.

Кроме того, исходя из текущих формулировок Закона № 533-IX, имеются вопросы касательно освобождения от штрафов за несвоевременную или отсутствие регистрации налоговых и акцизных накладных (по ст. 10-1 и 120-2 НКУ). По нашему мнению, такие штрафные санкции не являются штрафными санкциями за нарушение касательно начисления НДС, акцизного налога, а следовательно, на них должно было бы распространяться предусмотренное Законом № 533-IX освобождение.

1.2. В течение периода с 01 марта по 31 мая 2020 года не начисляется пеня (а начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию).

1.3. Не проводятся с 18 марта по 18 мая 2020 года документальные и фактические проверки (а проверки, которые были начаты, приостанавливаются), кроме проверок касательно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или из отрицательного значения с налога на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен (п. 78.1.8 ст. 78 НКУ).

То есть, проверки бюджетного возмещения и отрицательного значения НДС (более 100 тыс. грн.) в течение указанного периода могут осуществляться. Кроме того, введенный мораторий не распространяется на проведение камеральных проверок, а значит, вопросы, которые могут быть предметом камеральных проверок (налоговые декларации, своевременность регистрации налоговых и акцизных накладных и другие вопросы по п. 75.1. ст. 75 НКУ) не попадают под мораторий.

Проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не завершены, временно останавливаются до 31 мая 2020 года (без отдельных решений контролирующего органа касательно этого).

Плановые проверки, которые были «запланированы» на этот период (с 18 марта 2020 года по 31 мая 2020 года), переносятся и включаются в обновленный план-график, который должен быть опубликован до 30 марта 2020 года. То есть «перенесение» в Плане-графике возможно только при условии обнародования до 30 марта 2020 года.

1.4. На период с 18 марта по 31 мая 2020 года останавливается истечение сроков давности, предусмотренных ст. 102 этого Кодекса. То есть соответствующий термин не будет влиять на исчисление 1095-дневного строка для целей проведения проверок, начисления денежных обязательств и возвращения
излишне уплаченных денежных обязательств.

1.5. Продолжается до 01 июля 2020 года срок подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2019 год (которая подлежала подаче до 01 мая 2020 года) и сроки уплаты соответствующего налогового обязательства по такой декларации до 01 октября 2020 года (которое подлежало оплате до 01 августа 2020 года).

1.6. Не начисляется и не оплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за период с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года.

Для применения такого освобождения плательщиками (кроме физических лиц), в случае если за соответствующий период плата за землю уже была начислена (с подачей декларации), необходимо подать уточняющие налоговые декларации, которыми «откорректировать» соответствующие обязательства.

Со стороны физических лиц никаких дополнительных действий для применения освобождения не будет требоваться – перерасчет будет осуществляться контролирующим органом.

1.7. Также не начисляется налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за период с 01 марта по 30 апреля 2020 года касательно объектов нежилой недвижимости, которые пребывают в собственности физических или юридических лиц.

1.8. Освобождение от налогообложения НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), перечень которых определен Кабинетом Министров Украины.

ІІ. Изменения в другие НПА

Касательно ЕСВ

На период с 01 по 31 марта и с 01 по 30 апреля 2020 года предусмотрено:

1. Освобождение от начисления и уплаты ЕСВ за себя:

  • ФЛП, в т.ч. тех, которые выбрали упрощенную систему налогообложения;
  • Лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность;
  • Членов фермерского хозяйства, если они не принадлежат к лицам, которые подлежат страхованию согласно другим основаниям.

Однако обращаем внимание, что за ФЛП, которые являются работодателями, осталась обязанность уплаты ЕСВ з наемных работников.

При этом, период неуплаты ЕСВ включается в страховой стаж и считается, что страховые суммы были выплачены в размере минимального страхового взноса, определенного законодательством для каждого из таких периодов.

Однако за такими лицами остается право принять решение все же об уплате ЕСВ за указанные периоды. В этом случае информация об уплаченных суммах должна быть указана в отчетности ЕСВ.

2. Не применяются штрафы, совершенные касательно этих периодов, за:

  • несвоевременную уплату (перечисление) ЕСВ;
  • неполную или несвоевременную уплату ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей);
  • несвоевременную подачу отчетности в налоговые органы, в т.ч. повторную неподачу, несвоевременную подачу, подачу не по установленной форме отчетности.

Не начисляется пеня, а начисленная пеня за указанные периоды – подлежит списанию.

Отдельно также установлен мораторий на проведение документальных проверок касательно ЕСВ на период с 18 марта по 18 мая 2020 года.

Проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, останавливаются до 18 мая 2020 года.

Касательно РРО

1. Введение в действие положений, которые предусматривают применение программных РРО, отсрочено до 01 августа 2020 года (должны были вступить в силу с 19 апреля 2020 года).

2. Отсрочено введение в действие положений касательно обязательного применения РРО 01 января 2021 года и до 01 апреля 2021 года соответственно, в зависимости от вида деятельности.

3. Повышение размера финансовых санкций за проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), непроведение расчетных операций через РРО, невыдачу расчетного документа и др. (до 100 % стоимости проданных товаров за первое нарушение и до 150 % за каждое последующее нарушение) перенесено с 01 октября 2020 года на 01 января 2021 года. С 01 августа по 31 декабря 2020 года штрафные санкции применяются в размере 10 % за первое нарушение и 50 % за каждое последующее нарушение.

Касательно помощи по временной нетрудоспособности

Предусмотрено новое основание для получения пособия по временной нетрудоспособности на период борьбы с COVID-19 – это период пребывания в специализированных учреждениях здравоохранения, а также и на самоизоляции под медицинским наблюдением в связи с проведением мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), а также локализацию и ликвидацию ее вспышек и эпидемий.

Такая помощь будет выплачиваться в размере 50 % средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа Фондом с 6 дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Обращаем внимание, что в положении речь идет именно о пребывании в специализированных учреждениях здравоохранения и на самоизоляции под медицинским наблюдением. То есть факт нетрудоспособности должен быть подтвержден документально, в т.ч. в случае самоизоляции под медицинским наблюдением. Самоизоляция в рамках карантина для предотвращения и предупреждения распространения заболевания, без медицинского наблюдения, не является основанием для получения пособия по временной нетрудоспособности.

Кроме того, в Законе ничего не сказано об оплате первых 5 дней нетрудоспособности лица. Допускаем, что по аналогии с действующим порядком, их будет оплачивать работодатель.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

 

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2020

Просмотры 1472

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Закон № 731-IX: карантин теперь не является безусловным основанием для возобновления/продолжения процессуальных сроков 04 августа, 2020    8100

Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19 13 мая, 2020    484

Ответственность за карантин: но не о 17 тыс. грн штрафа для граждан, а об ответственности чиновников за неправомерные ограничения для бизнеса и общества 13 мая, 2020    1342

Незаконность карантина в Украине 30 апреля, 2020    10362

Налоги и мотивация 29 апреля, 2020    1724

Насколько «много» делает государство в сфере налогов для восстановления экономики (не обделило ли оно себя?) 28 апреля, 2020    357

Что делать в налоговом учете с задолженностью контрагентов, которая, как ожидается, не будет уплачена 27 апреля, 2020    454

Что нового с карантинными ограничениями? 24 апреля, 2020    553

Новые правила арендной платы на период карантина 21 апреля, 2020    558

Затягивание бюджетного возмещения по НДС через проверки: правомерно ли? 21 апреля, 2020    655

Мораторий (не) распространяется на проверки бюджетного возмещения по НДС? 21 апреля, 2020    2429

Возможное освобождение от налога на прибыль предприятий за первый квартал, или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» 13 апреля, 2020    512

Прокомментировать