Изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами

12 декабря, 2016 Информационные письма

25.11.2016 г. вступили в силу изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины 21.10.2015 г. № 916.

Основными новациями такого Порядка являются:

  •  Возможность рассмотрения жалобы плательщика в открытом заседании, то есть с привлечением представителей Министерства финансов Украины и (или) представителей Государственной регуляторной службы Украины, и (или) уполномоченного представителя Совета бизнес-омбудсмена, и (или) представителей средств массовой информации.

Для рассмотрения жалобы в открытом заседании, вместе с жалобой следует подать соответствующее ходатайство с учётом требований, установленных к нему.

  • Определение критериев мотивированного решения, которое должно приниматься по результатам рассмотрения жалоб плательщиков. В частности, мотивированным следует считать решение (п. 2 раздела VII Порядка), в котором указаны конкретные ссылки на нормы Налогового кодекса Украины и другие нормативно-правовые акты, на которых оно основывается, а также в случае, если по существу требований или возражений налогоплательщика контролирующий орган выразил свою позицию.

Напомним, Налоговый кодекс Украины, еще с момента вступления его в силу, обязывал контролирующие органы выносить именно мотивированное решение по результатам рассмотрения жалоб. Однако на нормативном уровне само понятие мотивированности не было установленным. Данное обстоятельство ограничивало практическую возможность плательщиков отменять решения о результатах рассмотрения жалоб на том основании, что такие решения не являются мотивированными.

Отметим, что определенные в указанном Порядке критерии мотивированности решения на самом деле являются достаточно узкими. Например, Европейский суд по правам человека (далее – «ЕСПЧ») уже давно сформировал «требовательную» практику и определил ряд принципиально важных правовых позиций касательно мотивированности, которые являются обязательными для органов государственной власти Украины (в том числе и налоговых органов). Так, из анализа практики ЕСПЧ следует, что не является мотивированным решение, в котором: содержится простое указание на норму закона без обоснования ее применения; не содержатся указания на конкретное доказательство(а); из решения непонятно, почему орган пришел именно к таким выводам; уместные и важные аргументы стороны проигнорировано и т.п. Более подробно касательно мотивированности решений можно узнать в издании «Проблемы мотивированности решений в налоговых спорах».

В любом случае, уже сам факт закрепления на нормативном уровне критериев мотивированности решений является, безусловно, положительным. Отныне, надеемся, возможности плательщиков в защите своих прав станут шире.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагает в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 410

Прокомментировать