Изменения в подпункт 78.1.11 Налогового кодекса – лучше б уже и не трогали

13 января, 2017 Информационные письма

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII изменен, в частности пп. 78.1.11 Налогового кодекса – из этого подпункта исключено то, что зачеркнуто:

«78.1. Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

78.1.11. получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенного ими в соответствии с законом»

Напомним, что речь может идти скорее о безосновательности этой нормы вообще, поскольку назначение налоговых проверок в рамках уголовного производства текущей редакцией Уголовного процессуального кодекса (далее – «УПК») Украины не предусмотрено, ведь давно из него исключено (подробнее в нашей предыдущей статье по ссылке).

Именно поэтому налогоплательщики, юристы и адвокаты ставили вопрос об исключении пп. 78.1.11 из Налогового кодекса в целом, как рудимента.

Однако пока были внесены только вышеупомянутые изменения.

Чем именно руководствовался законодатель, внося изменения в приведенном виде – непонятно, ведь УПК Украины не предусматривает ни права и процедуры на назначение проверок следователями/прокурорами, ни такого права и процедуры для следственных судей. В таком случае, почему в части органов досудебного следствия норма была приведена в соответствие с состоянием уголовного процессуального закона, а касательно следственных судей – нет? Пояснительная записка к Закону не содержит обоснований внесенного изменения.

При предыдущих обсуждениях этих изменений в Налоговый кодекс приходилось слышать в «защиту» сохранения нормы в измененном виде, что в случае полного исключения пп. 78.1.11 якобы возникнет коллизия, когда невозможно будет выполнить решение суда о назначении налоговой проверки в рамках уголовного производства. Однако такая позиция является абсурдной, поскольку, согласно, собственно, УПК Украины, следственные судьи и не имеют права на назначение налоговых проверок. На судей, суды как государственные органы распространяется требование ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, что они «обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины». Таким образом, если Кодекс не предусматривает назначение таких проверок постановлениями судов, то такое назначение проверок невозможно по закону в принципе. Во-вторых, если бы такое право было, то для выполнения соответствующего решения суда не нужно «опосредствованной» нормы, ведь согласно ст. 129-1 Конституции Украины, нормы которой являются нормами прямого действия, судебные решения являются обязательными для исполнения (и в дополнительных процедурных нормах не нуждаются).

На практике, следственные судьи при назначении таких проверок чаще всего ссылаются именно на пп. 78.1.11 Налогового кодекса, как на источник соответствующего права. Таким образом, следует благодарить законодателей за предоставление Налоговому кодексу в этой части фактически роли уголовного процессуального закона (что неправомерно). Это согласуется с точностью до «наоборот» с декларируемой в Коалиционном соглашении цели отказа от уголовной модели налогового контроля.

В историческом контексте было бы лучше, чем так делать, как сделано, чтобы законодатель не трогал пп. 78.1.11 вообще. Предыдущая редакция была сформулирована в связи с Уголовным процессуальным кодексом в редакции 2012 года, который в первоначальной редакции предусматривал право следователей/прокуроров на назначение проверок и ревизий. Поэтому, по крайней мере было понятно откуда появился пп. 78.1.11. Однако из Уголовного процессуального кодекса эти нормы были исключены с принятием Закона Украины № 1697-VII от 14 октября 2014 года «О прокуратуре». При этом пп. 78.1.11 Налогового кодекса в то время просто не привели в соответствие измененному законодательству и, по сути, он остался даже без теоретической возможности его применения. То есть было определенное историческое объяснение существования указанной нормы.

Однако настоящее внесение изменений в пп. 78.1.11 создает впечатление, что указанная норма находилась в зоне внимания законодателя, была разработана и имеет право на существование (???). Однако на самом деле, как видим, никакого основательного исследования и разработки не было и, фактически, оставлена ​​норма, которая противоречит и УПК, и Конституции Украины.

При этом законодатель не просто сделал «медвежью услугу», но и предоставил таким проверкам еще и особого, так сказать, привилегированного статуса. В частности были внесены изменения и в п. 78.2 Налогового кодекса, которыми разрешено проводить «повторные» налоговые проверки периодов, которые уже проверялись, если такие новые проверки назначаются определением следственного судьи.

Опять же напомним, что правовой анализ (см., например, изложенный в статье по ссылке) приводит к заключению, что в любом случае налоговые проверки, назначенные в рамках уголовного производства, являются незаконными. Таким образом, с ними нужно бороться, а результаты их проведения не могут быть допустимыми доказательствами в рамках уголовного производства, поскольку получены не в порядке, определенном УПК Украины.

А обсуждаемые текущие изменения следует оценить с большим знаком «-», которые не соответствуют названию закона (об улучшении инвестиционного климата), если, конечно, не считать черное белым, и не считать увеличение пространства для правового «беспредела» улучшением.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 1718

Прокомментировать