+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Изменения в ТЦО в 2019 году: на что обратить внимание представительствам нерезидентов

16 января, 2019 Информационные письма

В 2018 году правила трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) распространены на постоянные представительства нерезидентов в Украине. И еще не успел новый вид контролируемых операций впервые попасть в отчет о контролируемых операциях, который должен быть подан до 01 октября 2019 года, как уже в декабре новые положения ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины) были изменены.

Непосредственно нормы, которые устанавливают контроль ТЦО для операций между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, уточнили, что под такими операциями имеются в виду «в том числе внутрихозяйственные расчеты».

Термин «внутрихозяйственные расчеты» определен Положением (стандартом) бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность по сегментам» (приказ Минфина от 19 мая 2005 г. № 412) следующим образом:

«Внутрихозяйственные расчеты — расчеты, возникающие в результате хозяйственных операций между структурными подразделениями предприятия, выделенными как сегменты с целью раскрытия их доходов, расходов, финансовых результатов, активов и обязательств».

То есть термин является достаточно специальным и касается операций между структурными подразделениями предприятия, если в учете такие подразделения выделены как сегменты.

С юридической точки зрения постоянное представительство является составной юридического лица нерезидента и любые операции между ними не являются гражданско-правовыми по своей природе. Поэтому достаточно очевидно, что под такие «гипотетические» хозяйственные операции, которые определены как такие для целей ТЦО, могут попадать в том числе внутрихозяйственные расчеты.

То есть указанное «уточнение» скорее является определенным ответом на озвученные после появления новых правил замечания о том, что между нерезидентом и его постоянным представительством не может быть хозяйственных операций, поскольку это единое лицо. По сути же такое уточнение ничего не изменило.

Более важными для постоянных представительств является ряд изменений ст. 39 НК Украины, согласно которым для целей анализа ТЦО приоритет относительно документального оформления имеют фактические действия и обстоятельства проведения операций.

Так, например, пп. 39.2.2.4 ст. 39 НК Украины, который устанавливает требования к функциональному анализу операций, дополнен правилом:

«…Определение и анализ функций, которые выполняются сторонами операции, осуществляются на основании заключенных договоров, данных бухгалтерского учета, фактических действий сторон операции и фактических обстоятельств ее проведения в соответствии с сутью операции».

А пп. 39.2.2.10 ст. 39 НК Украины прямо устанавливает, что для целей ТЦО приоритет имеют фактические действия и условия проведения операции, несмотря на условия заключенного договора.

В контексте же анализа ТЦО для постоянных представительств особое значение будет иметь новое правило пп. 39.2.2.11 ст. 39 НК Украины касательно операций, которые никоим образом документально не оформлены:

«Если контролируемая операция фактически осуществлена, но документально не оформлена (не подтверждена), для целей трансфертного ценообразования она должна рассматриваться в соответствии с фактическим поведением сторон операции и фактическими условиями ее проведения, в частности, учитываются функции, которые фактически выполнялись сторонами операции, активы, которые фактически использовались, и риски, которые фактически приняла на себя и контролировала каждая из сторон».

То есть с 01 января 2019 года на уровне закона закреплена обязанность определять контролируемые операции и условия их проведения, исходя из фактических обстоятельств дела, даже если никаких документальных свидетельств о таких операциях нет.

Почему это важно для постоянных представительств нерезидентов?

А потому, что очень редко взаимоотношения между нерезидентом и его постоянным представительством любым образом формализованы. Часто платежи от нерезидента в Украине осуществляются как финансирование, без привязки к каким-либо функциям представительства в Украине.

Однако это не означает, что такие функции фактически не осуществляются и не создают операцию, которая должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях. При этом вариантов таких «скрытых» операций может быть много и, как подсказывает опыт, может оказаться очень трудно определить такие операции глазом, невооруженным знаниями в сферах ТЦО и налогообложении постоянных представительств нерезидентов.

Таким образом, указанные изменения следует рассматривать как дополнительное напоминание, что постоянным представительствам следует особенно тщательно подготовиться к нынешней отчетной компании ТЦО, чтобы обезопасить себя от рисков применения штрафов, которые являются довольно-таки материальными.

Напомним, что в соответствии с пп. 120.2 ст. 120 НК Украины непредоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях касательно операций, совершенных в 2018 году, влечет применение штрафа в размере 528 600 грн (за непредоставление отчета о контролируемых операциях 2019 года штраф составит 576 300 грн).

В случае, если налогоплательщик подал отчет, однако отметил в нем не все контролируемые операции, будет применен штраф в размере 1 % от суммы незадекларированных контролируемых операций (верхний предел штрафа – 528 600 грн для операций 2018 года и 576 300 грн для операций 2019 года).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 704

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Тенденция, однако…
ГФС снова побеждает на уровне апелляции в споре по сути правил ТЦО
25 апреля, 2019    58

Неожиданная победа ГФС на стадии апелляции в важном споре по сути правил ТЦО: важные позиции суда 19 апреля, 2019    378

Украина нацелена на имплементацию правил BEPS в части ТЦО 29 марта, 2019    101

Правила ТЦО распространяются на выплату заработной платы? В Минфине считают, что да.
Что не так с этой позицией?
21 февраля, 2019    345

Рентабельность экономической деятельности в сфере сельского хозяйства: основные параметры 15 февраля, 2019    208

Штрафы в трансфертном ценообразовании в 2019 году: дальше – больше 17 января, 2019    509

Самым большим достижением нашей компании является создание нового и более совершенного видения решения проблемы 15 января, 2019    982

Нюансы применения 30% корректировки по пп. 140.5.4 Налогового кодекса при работе с немецкими компаниями 20 декабря, 2018    365

Что привнесут в правила ТЦО «подбюджетные» изменения в Налоговый Кодекс? 06 декабря, 2018    764

Корректировать финансовый результат нельзя применять ТЦО. Где ставим запятую? 29 ноября, 2018    418

Трансфертное ценообразование в цифрах 26 ноября, 2018    303

Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО 20 ноября, 2018    293

Прокомментировать