+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Изменения в пп. 78.1.1 НКУ или на каком основании будут проводиться проверки, если поставщик «неблагонадежный»?

25 февраля, 2016 Информационные письма

С 01.01.2016 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.2015 г. № 909-VIII (далее – «Закон № 909»), которым были частично изменены основания для проведения документальных внеплановых проверок плательщика налогов.

В частности, были внесены изменения в пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»).

Напомним, что до 01.01.2016 г. пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ был изложен в следующей редакции:

«78.1.1. по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса».

Именно положения пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ были поводом для направления многочисленных «предпроверочных» запросов о подтверждении взаимоотношений с контрагентами, в том числе и с «неблагонадежными» поставщиками, и самым популярным среди контролирующих органов основанием для назначения и проведения проверок по «неблагонадежным» поставщикам.

С 01.01.2016 г. положения пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ имеют такую ​​формулировку:

«78.1.1. получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного и другого не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком соответственно валютного и другого не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса».

Как видим, на данный момент исключена возможность проведения проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства на основании пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ по результатам проверок других налогоплательщиков или в случае получения другой налоговой информации, свидетельствующей о наличии нарушений.

Значит ли это, что проверки на основании налоговой информации по результатам проверок «неблагонадежных» поставщиков проводиться не будут?

В своем письме от 01.02.2016 г. № 3069/7/99-99-22-04-02-17 «О проведении проверок в 2016 году» Государственная фискальная служба Украины (далее – «ГФСУ») сообщила, что документальные внеплановые проверки на основании пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ могут проводиться только по вопросам соблюдения налогоплательщиком валютного и другого законодательства, не урегулированного НКУ. В свою очередь, документальные внеплановые проверки, которые были начаты до вступления в силу Закона № 909, завершаются в соответствии с основаниями для их назначения и приказами о проведении таких проверок.

При этом для проверок с 01.01.2016 г. ГФСУ предложила следующее: «В связи с этим в случае получения контролирующим органом налоговой информации, свидетельствующей о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, организацию и проведение документальных внеплановых проверок целесообразно осуществлять на основании подпункта 78.1 .4 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса (выявлена ​​недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указано о выявленной недостоверности данных, и соответствующую декларацию в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса)».

Таким образом, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения информации выявлены факты нарушения налогового законодательства, такая информация будет использована как основание для направления контролирующим органом «предпроверочного» запроса на основании пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ.

Запрос контролирующего органа в порядке пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ должен содержать, среди прочего, информацию о выявленной недостоверности данных, указание на конкретную декларацию, в которой выявлена такая недостоверность, а также перечень информации и документов, которые предлагается предоставить.

Дополнительно отметим, что возможность назначения проверки на основании пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ также может зависеть от того, имеет ли влияние полученная контролирующим органом налоговая информация на достоверность данных, содержащихся в соответствующих налоговых декларациях, а также от того, был ли оформлен и направлен запрос с соблюдением требований НКУ. ГФСУ в указанном выше письме рекомендует налоговым органам на местах обращать внимание на такие обстоятельства с целью предотвращения конфликтных ситуаций и судебных споров с налогоплательщиками.

Также ГФСУ в письме от 01.02.2016 г. № 3069/7/99-99-22-04-02-17 «О проведении проверок в 2016 году» отмечает, что налоговым органам на местах следует анализировать наличие и других оснований для проведения проверок из тех, что предусмотрены п. 78.1 ст. 78 НКУ.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 2350

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Блокировка налоговых накладных – философия вопроса 13 февраля, 2018    387

Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение 05 февраля, 2018    206

Обзор практики ВСУ по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2018 год 01 февраля, 2018    315

Обзор судебной практики судов кассационной инстанции по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2017 год 31 января, 2018    918

Расходы на юридическую помощь адвоката: как определить? 31 января, 2018    352

Изменения в тактике и стратегии в спорах с государственными органами учитывая изменение подходов в возмещении расходов на правовую помощь 18 января, 2018    277

Выплата дивидендов плательщиками единого налога 4 группы: изменения с 01 января 2018 года 12 января, 2018    291

ВАСУ напоминает судам о необходимости мотивации своих решений 16 ноября, 2017    576

Решения в группе дел «Бендерский и другие против Украины» 15 ноября, 2017    261

Украина и Великобритания подписали протокол с существенными изменениями Конвенции об избежании двойного налогообложения 1993 года 07 ноября, 2017    263

Протокол к Конвенции об избежании двойного налогообложения 1993 между Украиной и Великобританией 07 ноября, 2017    412

Налоговая политика ЕС. Совет ЕС совершенствует процедуру разрешения споров касательно двойного налогообложения 13 октября, 2017    453

Прокомментировать