Изменения в пп. 78.1.1 НКУ или на каком основании будут проводиться проверки, если поставщик «неблагонадежный»?

25 февраля, 2016 Информационные письма

С 01.01.2016 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.2015 г. № 909-VIII (далее – «Закон № 909»), которым были частично изменены основания для проведения документальных внеплановых проверок плательщика налогов.

В частности, были внесены изменения в пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»).

Напомним, что до 01.01.2016 г. пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ был изложен в следующей редакции:

«78.1.1. по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса».

Именно положения пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ были поводом для направления многочисленных «предпроверочных» запросов о подтверждении взаимоотношений с контрагентами, в том числе и с «неблагонадежными» поставщиками, и самым популярным среди контролирующих органов основанием для назначения и проведения проверок по «неблагонадежным» поставщикам.

С 01.01.2016 г. положения пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ имеют такую ​​формулировку:

«78.1.1. получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного и другого не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком соответственно валютного и другого не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса».

Как видим, на данный момент исключена возможность проведения проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства на основании пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ по результатам проверок других налогоплательщиков или в случае получения другой налоговой информации, свидетельствующей о наличии нарушений.

Значит ли это, что проверки на основании налоговой информации по результатам проверок «неблагонадежных» поставщиков проводиться не будут?

В своем письме от 01.02.2016 г. № 3069/7/99-99-22-04-02-17 «О проведении проверок в 2016 году» Государственная фискальная служба Украины (далее – «ГФСУ») сообщила, что документальные внеплановые проверки на основании пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ могут проводиться только по вопросам соблюдения налогоплательщиком валютного и другого законодательства, не урегулированного НКУ. В свою очередь, документальные внеплановые проверки, которые были начаты до вступления в силу Закона № 909, завершаются в соответствии с основаниями для их назначения и приказами о проведении таких проверок.

При этом для проверок с 01.01.2016 г. ГФСУ предложила следующее: «В связи с этим в случае получения контролирующим органом налоговой информации, свидетельствующей о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, организацию и проведение документальных внеплановых проверок целесообразно осуществлять на основании подпункта 78.1 .4 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса (выявлена ​​недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указано о выявленной недостоверности данных, и соответствующую декларацию в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса)».

Таким образом, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения информации выявлены факты нарушения налогового законодательства, такая информация будет использована как основание для направления контролирующим органом «предпроверочного» запроса на основании пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ.

Запрос контролирующего органа в порядке пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ должен содержать, среди прочего, информацию о выявленной недостоверности данных, указание на конкретную декларацию, в которой выявлена такая недостоверность, а также перечень информации и документов, которые предлагается предоставить.

Дополнительно отметим, что возможность назначения проверки на основании пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ также может зависеть от того, имеет ли влияние полученная контролирующим органом налоговая информация на достоверность данных, содержащихся в соответствующих налоговых декларациях, а также от того, был ли оформлен и направлен запрос с соблюдением требований НКУ. ГФСУ в указанном выше письме рекомендует налоговым органам на местах обращать внимание на такие обстоятельства с целью предотвращения конфликтных ситуаций и судебных споров с налогоплательщиками.

Также ГФСУ в письме от 01.02.2016 г. № 3069/7/99-99-22-04-02-17 «О проведении проверок в 2016 году» отмечает, что налоговым органам на местах следует анализировать наличие и других оснований для проведения проверок из тех, что предусмотрены п. 78.1 ст. 78 НКУ.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 1172

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Определения о проведении проверки, вынесенные следственными судьями на протяжении августа-сентября 2016 года 21 октября, 2016    183

Акт проверки без налогового уведомления-решения не может быть доказательством и другие изменения в Налоговом кодексе 08 сентября, 2015    1979

В Налоговый кодекс Украины внесли ряд изменений относительно оснований и периодичности проверок налогоплательщиков 27 Январь, 2015    2467

Запрет на проведение проверок – популистская норма без реальных последствий? 22 августа, 2014    7075

Риск привлечения к уголовной ответственности по результатам налоговой проверки – некоторые аспекты и изменения, связанные с новым Уголовным процессуальным кодексом Украины 21 февраля, 2014    2818

Изменения в правовом регулировании оснований для назначения документальных внеплановых проверок 16 Январь, 2014    3767

Типовое (модельное) объяснение отказа от подписания акта (справки) о результатах налоговой проверки под формулировкой декларативного характера. 24 апреля, 2012    6688

Прокомментировать