Письмо НБУ от 18.12.2015 г. устанавливает дополнительные валютные ограничения

15 Январь, 2016 Информационные письма

 18 декабря 2015 года Национальный банк Украины направил банкам Письмо1, которым значительно расширил круг операций клиентов, которые, де-факто, попадают под валютный контроль. Отныне «подконтрольными» (независимо от суммы операции) также считаются операции по:

  • покупке иностранной валюты с целью перечисления за пределы Украины;
  • перечислению иностранной валюты за пределы Украины;
  • перечислению средств в гривнах в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • перечислению средств в пользу нерезидентов через филиалы уполномоченных банков, открытые на территории других государств;
  • предоставлению согласия на обслуживание операций по договору (в том числе внесение изменений) для получения резидентами кредитов, займов, возвратной финансовой помощи в иностранной валюте от нерезидентов.

Напомним, что ранее «разрешительная система» для осуществления операций применялась только в контексте переводов на сумму ≥ 50 тыс. долларов США (в соответствии с Постановлением НБУ от 4 декабря 2015 года № 863).

Направленное Письмо обязывает банки: (1) анализировать документы, которые являются основанием для осуществления вышеупомянутых операций, и (2) принимать вывод о наличии или отсутствии «признаков осуществления банком рискованной деятельности и/ или оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести реальную или потенциальную опасность использования уполномоченного банка с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения».

Очевидно, что принятие вывода о наличии таких признаков означает отказ в совершении операции, то есть, фактически, дублируется система контроля, которая предусмотрена для операций на сумму ≥ 50 тыс. долларов США Постановлением № 863.

При этом НБУ устанавливает процедуру такого контроля и утверждает (приложением к письму) расширенный и неисключительный Перечень индикаторов подозрительных финансовых операций и дополнительных документов, необходимых для проведения такого анализа. Адекватность такого Перечня и его соответствие задачам, на которые направлен валютный контроль в Украине, можно поставить под сомнение. Так, например, даже если единственным «подозрительным» признаком запланированной операции клиента является то, что местом регистрации банка контрагента является государство Балтии, а сам контрагент находится за пределами этого государства, банк может потребовать от клиента предоставить 3 пакета документов: (1) информацию о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах клиента и документы, предоставляющие возможность это проверить, (2) документы, подтверждающие источники происхождения средств, которые используются для осуществления операции, и (3) документы, подтверждающие экономическую целесообразность запланированной операции и соответствие ее размера финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента.

Кроме этого, установление новых валютных ограничений обычным письмом НБУ вызывает вопросы. Так, письмо НБУ является документом распорядительного характера и должно быть направлено на выполнение уже существующих правил валютного контроля, а не устанавливать новые. На практике же упомянутое письмо прямо затрагивает интересы клиентов банков, которым оно даже не адресовано, что в условиях правового государства, по нашему мнению, неприемлемо.

Еще одним открытым вопросом является целесообразность такого регулирования с точки зрения ресурсов, которые банки будут вынуждены привлечь для выполнения требований НБУ. В чьих интересах, в результате, были приняты указанные изменения – так и не понятно. Ведь «существенные» операции, которые влияют на ситуацию на валютном рынке, и так контролировались в рамках требований Постановления № 863. Итак, направленное Письмо значительно и необоснованно усложняет процедуру осуществления валютных операций в Украине, делает результат таких операций слабопрогнозируемым. А это никак не повысит инвестиционную привлекательность Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Письмо «Об использовании индикаторов подозрительных финансовых операций» № 25-02002/101317 от 18.12.2015 г.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 1083

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новое Постановление НБУ касательно валютных ограничений № 863 от 4 декабря 2015 года 11 декабря, 2015    1316

Справка от ГФСУ больше не нужна для покупки иностранной валюты и другие «послабления» в валютном регулировании 07 сентября, 2015    1189

Валютные ограничения НБУ – продолжение старых и введение новых 05 марта, 2015    4859

Валютные ограничения продлены до весны 04 декабря, 2014    1352

НБУ отменяет часть валютных ограничений по Постановлению № 540 31 октября, 2014    1722

Практические выводы по оплате услуг по последним изменениям Постановления №540 (продолжение статьи «Валютные ограничения на максимуме или Постановление правления НБУ от 22.09.2014 №591») 08 октября, 2014    2020

Валютные ограничения на максимуме или Постановление правления НБУ от 22.09.2014 г. №591 (дополнено в связи с письмом НБУ № 29-209/53878 от 23.09.2014) 23 сентября, 2014    6402

Прокомментировать