Новая система контроля над трансфертным ценообразованием: что известно на сегодняшний день?

09 августа, 2013 Информационные письма

Как известно, Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 4 июля 2013 года № 408- VII (далее – «Закон»), в конце концов, был подписан Президентом и уже опубликован в № 145 газеты «Голос Украины» от 07.08.2013 г.

Таким образом, уже появился официальный текст Закона, и уже можно сделать выводы касательно того, какие же правила вступят в силу с 1 сентября 2013 года.

Начнем с определений:

Законом вносятся изменения в пп. 14.1.71 Налогового кодекса (далее – «НК»), в котором содержится определение обычной цены.

Сначала, как и ранее, определено, что обычной считается цена, определенная сторонами договора. Если обратное не доказано, то считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Определение дополнено рядом положений, которые вызывают интерес:

  • для товаров (работ, услуг), цены (наценки) для которых регулируются законодательством, обычной является цена, определенная согласно правилам такого регулирования. То есть хотя бы для предприятий, которые работают в сферах с регулируемым ценообразованием, хлопот должно быть меньше с трансфертным ценообразованием;
  • если операция предусматривает обязательную оценку, то результат такой оценки может признаваться обычной ценой лишь в случае, когда  невозможно применить методы определения цен в контролируемых операциях;
  • также обычной является цена, которая сложилась по результатам аукциона, но лишь при условии, если обязательность его проведения предусмотрена законом;
  • если поставка товаров (работ, услуг) совершается на основании форвардного или фьючерсного контракта, обычной является цена, которая соответствует уровню рыночных цен на момент заключения такого контракта. Эта норма фактически избавляет налоговые органы от оснований для использования цен, которые действуют на момент передачи товаров по форвардным/ фьючерсным операциям с ценами на момент такой передачи. Ранее такие прецеденты имели место на практике. Однако данная норма могла бы быть и четче, в частности, учитывая, что особенные условия форвардных и фьючерсных операций влияют и на цену, которая может существенно отличаться от цены «спот» договоров на момент заключения договора.

Перейдем к самому интересному – какие операции считаются контролированными, то есть операциями, налоговые последствия которых могут определяться с применением обычных цен:

  • хозяйственные операции со связанными лицами-нерезидентами;
  • хозяйственные операции со связанными лицами-резидентами, которые:
    • задекларировали отрицательный объект налогообложения за предыдущий налоговый год;
    • применяют специальные режимы налогообложения на начало года;
    • оплачивают налог на прибыль и/ или НДС не по базовой ставке;
    • не были плательщиками налога на прибыль или НДС по состоянию на начало отчетного года.
  • Хозяйственные операции с нерезидентами, зарегистрированными в странах (территориях) с низкой налоговой нагрузкой (меньше ставки налога в Украине на 5
    % и более). Список должен быть утвержден Кабмином.

Заметим, что в окончательном тексте  закона нашел решение вопрос о применении положения касательно объема операций с контрагентом для признания их контролируемыми. Объем операций в любом из нижеперечисленных случаев должен быть равен или превышать 50 млн грн в год отдельно с каждым контрагентом.

Напомним, что формулировка редакции законопроекта, который был подан ко второму чтению, вызвала вопрос, будет ли применяться эта норма ко всем случаям или лишь к тем операциям с контрагентами, которые зарегистрированы в юрисдикциях с низкой налоговой нагрузкой.

Следует заметить, что изменения внесли и в правила касательно НДС – обычные цены для определения базы налогообложения применяются исключительно при совершении операций, которые признаются контролируемыми. Ранее определять базу налогообложения НДС с учетом обычных цен необходимо было во всех случаях.

Список методов определения цен в сравнении с предыдущей редакцией статьи 39 НК почти не изменился, что понятно из того, что соответствующие методы установлены с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, предусмотрены следующие методы:

  • сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);
  • цены перепродажи;
  • «расходы плюс»;
  • чистой прибыли;
  • распределения прибыли.

Касательно выбора методов для определения цен в контролируемых операциях: согласно новой редакции п. 39.3 НК налогоплательщик использует любой метод, который он обоснованно считает наиболее приемлемым. Однако, в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) и любого другого метода, то применяется метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи).

То есть метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) рассматривается в качестве базового.

В общем, новые правила детально (хотя и несколько сумбурно) описывают особенности применения методов, определения сопоставимости операций и так далее. Вводятся такие понятия как рыночный диапазон рентабельности, которые, наверное, призваны придать гибкости порядку определения обычных цен в условиях отсутствия разрешенного ранее отклонения в 20 %. Методы определения цен в контролируемых операциях в основном являются переводом соответствующих руководящих указаний ОЭСР  касательно трансфертного ценообразования.

Важное нововведение, которое осталось неурегулированным непосредственно на уровне НК  касается источников информации, которые применяются для целей трансфертного ценообразования.

Цены (показатели рентабельности), которые используются в качестве базы для сравнения, являются очень важным моментом.

В последние годы, наверное, это в полной мере почувствовало на себе большинство украинских импортеров, таможенную стоимость на товары которых увеличивали иногда вдвое, а то и втрое, ссылаясь на какую-то мифическую ценовую базу таможенной службы.

К сожалению, Законом вопрос источников информации о ценах, которые могут использоваться при трансфертном ценообразовании, надлежащим образом не адресован. Так, пп. 39.5.3 НК определяет, что во время совершения налогового контроля за трансфертным ценообразованием используются официально признанные источники информации о рыночных ценах, список которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Что это будут за источники? На сегодняшний день об этом можно только догадываться. Непосредственно в НК предусмотрен лишь список информации, который может использоваться при отсутствии такой информации в указанных «официальных» источниках.

Идя путем упрощения налогового администрирования, авторы Закона предусмотрели требования по представлению специальной отчетности и документации по трансфертному ценообразованию (п. 39.4).

Так, налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны представлять отчет о контролируемых операциях Министерству доходов и сборов до 1 мая года, следующего за отчетным, посредством электронной связи в электронной форме. Форма отчета устанавливается Министерством.

В случае выявления территориальным органом Министерства фактов проведения контролируемых операций, о которых не представлен отчет, Министерству направляется сообщение по этим фактам. Об этом также должен быть проинформирован и налогоплательщик.

По результатам анализа отчета или получения информации о наличии операций, по которым не представлен отчет, Министерство имеет право обратиться с запросом о представлении документации по контролируемым операциям (не ранее 1 мая года, следующего за отчетным).

В случае поступления запроса:

  • налогоплательщики (кроме крупных налогоплательщиков) в течение месяца обязаны предоставить первичную документацию по контролируемым операциям, указанным в запросе, и другую документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме), которыми они могут обосновать соответствие договорных цен указанной контролируемой операции уровню обычных цен;
  • крупные налогоплательщики в течение двух месяцев обязаны подать по контролируемым операциям, указанным в запросе, документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме), которая должна содержать следующую информацию:
    • данные о связанных лицах;
    • данные о группе (совокупность субъектов, которые являются связанными лицами), в том числе структуру группы, описание деятельности, политику трансфертного ценообразования группы;
    • описание операции, условия ее проведения (цена, сроки и другие определенные законодательством Украины обязательные условия договоров (контрактов);
    • описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);
    • условия и сроки осуществления расчетов по операции;
    • факторы, которые повлияли на формирование и установление цены;
    • сведения о функциях связанных лиц, являющихся сторонами контролируемой операции, об использованных ими активах, которые связаны с данной контролируемой операцией, и экономические (коммерческие) риски, которые такие лица учитывали при осуществлении контролируемой операции (функциональный анализ и анализ рисков);
    • экономический анализ (включая методы, примененные для определения цены контролируемой операции и обоснование причин выбора соответствующего метода, сумму полученных доходов (прибыли) и/ или сумму понесенных расходов (ущерба) в результате проведения контролируемой операции, уровень рентабельности; расчет рыночного диапазона цен (рентабельности) по контролируемой операции с описанием подхода к выбору сопоставимых операций, источники информации, использованные для определения цены контролируемой операции);
    • результаты сравнительного анализа коммерческих и финансовых условий сделок;
    • сведения о проведенной налогоплательщиком пропорциональной корректировке налоговой базы и сумм налога (в случае его осуществления).

Подготовить указанную информацию в отведенные сроки будет не так просто, а потому советуем по возможности готовиться к этому заранее. По крайней мере, крупным налогоплательщикам следует подготовить общую информацию о группе.

Непредставление документации в установленные сроки является основанием для проведения налоговой проверки, а также влечет за собой наложение ощутимого штрафа –100 размеров минимальной заработной платы.

А вот что может действительно стоить очень дорого, так это непредставление отчета о контролируемых операциях – 5 % общей суммы контролируемых операций.

Кроме вышеупомянутого, среди нововведений стоит упомянуть также право налогоплательщика провести самостоятельную корректировку – корректировку налогоплательщиком цены контролируемой операции, по результатам которого рассчитанная цена соответствует уровню обычной цены, даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной при осуществлении контролируемой операции.

Также предусмотрен такой механизм, как пропорциональная корректировка – корректировка налоговых обязательств другой стороны контролируемой операции – связанного лица, исходя из уровня обычной цены, определенного налоговой проверкой или самостоятельно налогоплательщиком.

Для крупных налогоплательщиков также предусмотрена возможность согласования цен в контролируемых операциях.

Что касается контроля, то Законом предусмотрено два способа его осуществления:

  • мониторинг цен в контролируемых операциях путем наблюдения за ценами, применяемыми сторонами таких операций, и путем анализа документации о контролируемых операциях;
  • специальная проверка контролируемых операций на предмет соблюдения правил трансфертного ценообразования.

То есть, к сожалению, заявленного намерения уменьшить количество налоговых проверок на практике не прослеживается.

В качестве итога отметим, что в целом новая система контроля трансфертного ценообразования имеет положительные черты, например ограничение круга контролируемых операций. Впрочем, есть и негативные моменты, которые могут свидетельствовать, что при практическом применении этих норм налогоплательщиков, наверное, ожидает, как минимум, значительная дополнительная административная нагрузка при соблюдении новых требований и правил. Поэтому стоит заранее готовиться к применению новых правил, учитывая также и то, что подход к вступлению в силу Закона может свидетельствовать о намерении распространить новые нормы (по крайней мере, относительно представления отчета) на весь 2013 год.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 10699

Прокомментировать