+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

20-ОПП: вопрос не решен

07 марта, 2019 Информационные письма

Вопрос касательно обязанности налогоплательщиков подавать уведомления по форме 20-ОПП касательно неопределенного перечня активов, ориентировочные (справочные) типы которых определяются и периодически расширяются Государственной фискальной службой Украины (далее – ГФСУ), остается открытым.

Так, в последнее время налоговые органы применяют достаточно широкое толкование понятия «объекты, связанные с налогообложением», которое применяется в п. 63.3 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины), и активно применяют штрафы за неуведомление (несвоевременное уведомление) о таких объектах по форме 20-ОПП.

Типы объектов, касательно которых, по мнению контролирующих органов, налогоплательщик должен уведомлять по форме 20-ОПП, содержатся в Excel-таблице, размещенной на официальном веб-сайте ГФСУ как справочный материал.

Например, подачу такого уведомления налоговики усматривают и по таким объектам как:

Сейчас перечень таких объектов определен по состоянию на 26.10.2018 года, и, соответственно, может быть изменен (расширен) ГФСУ в любой момент. А значит, чтобы не «попасть» на штрафы за неподачу уведомления о таких объектах, налогоплательщики должны отслеживать изменения в перечне и своевременно реагировать (информировать налоговые органы) о наличии в них тех или иных «объектов налогообложения» или изменения информации по ним (в т. ч. овощей, столов и пивных кег).

В связи с этим, в частности, Американская торговая палата в Украине обратилась за разъяснениями в ГФСУ. Так, в письме № 18-659 от 27.12.2018 года бизнес-ассоциация, среди прочего, подняла вопрос о возникновении обязанности подачи уведомления по форме 20-ОПП в таких случаях:

  1. подача/получение в пользование движимого или недвижимого имущества по договору аренды;
  2. использование объекта, через который проводится деятельность (объект, который арендуется) и по которому налогоплательщик стал на учет по неосновному месту учета по местонахождению такого объекта, подав уведомление по форме 17-ОПП.

Бизнес-ассоциация просила подтвердить, что в первом вышеуказанном случае уведомление по форме 20-ОПП не является обязательным к подаче, поскольку доходы/расходы, возникающие вследствие аренды движимого/недвижимого имущества, учитываются при определении объекта налогообложения налогом на прибыль, включаются в базу налогообложения НДС и отражаются в соответствующей налоговой отчетности налогоплательщика (налоговая декларация по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость).

В то же время информация об имуществе, которое предоставляется/получается в пользование по договору аренды, отражается в соответствующей налоговой отчетности налогоплательщика (налоговые декларации по плате за землю, по плате на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, по транспортному налогу, по экологическому налогу).

Касательно второго вышеуказанного случая бизнес-ассоциация просила подтвердить, что подача уведомления по форме 20-ОПП осуществляется исключительно в информационных целях и не является обязательной для налогоплательщика.

Кроме того, бизнес-ассоциация указала, что такие типы объектов налогообложения из справочника ГФСУ как банкоматы, платежные терминалы, операционные залы, операционные/валютные или просто кассы, отделения являются частью активов, через которые налогоплательщики осуществляют свою деятельность, результаты которой отражают в своей налоговой отчетности. Сами по себе такие объекты не являются отдельными объектами налогообложения и, соответственно, информация о них не включается в уведомление по форме 20-ОПП.

Впрочем, в ответ на обращение бизнес-ассоциации ГФСУ в письме № 4378/6/99-99-08-02-01-15 от 28.01.2019 года было, в частности, указано, что в уведомление 20-ОПП включается информация обо всех объектах налогообложения, которые являются собственными, арендованными или переданными в аренду, включая транспортные средства, движимое имущество, земельные участки, другое недвижимое имущество, отличное от земельных участков (квартиры, дома, офисы, гаражи и т.п.), кассы, пункты обмена валюты, пункты предоставления кредитов и т.п.

Также ГФСУ указала, что в уведомление 20-ОПП включается информация о банкоматах, платежных терминалах, которые являются объектами, которые используются банковским учреждением для ведения основной деятельности.

Рассматривая аргументы бизнес-ассоциации, ГФСУ резюмировала, что уведомления по форме 20-ОПП и налоговые декларации имеют разное назначение. Но при этом опять же таки повторила, что информация об объектах налогообложения, таких как товары, обороты по реализации товаров (работ, услуг), отражается в соответствующей налоговой отчетности, а потому не включается в уведомление 20-ОПП. То есть ГФСУ опять же таки предоставила формальную отписку, без ответа по сути поставленных вопросов с учетом приведенных в обращении аргументов.

Из данной отписки также следует, что, по мнению ГФСУ, налогоплательщики обязаны подавать форму 20-ОПП по большинству активов налогоплательщика, то есть информировать контролирующие органы о любых изменениях в имущественном состоянии «в режиме реального времени». Это необходимо ГФСУ (согласно утверждению последней) для:

  • учета плательщиков, в частности, по основному месту учета;
  • во время регистрации РРО и КУРО;
  • во время регистрации плательщиком акцизного налога по реализации горючего и спирта этилового;
  • в ходе осуществления допроверочных мер.

Впрочем, есть основания утверждать, что такое расширенное толкование понятия «объект, связанный с налогообложением» обусловлено попыткой контролирующих органов обеспечить себя информацией прежде всего для «осуществления допроверочных мер» (что это такое, на самом деле никому достоверно не известно). Ведь в примерах, приведенных в запросе Американской торговой палаты в Украине, речь шла о ситуации, когда плательщик уже находился на учете по неосновному месту учета; речь не шла ни о регистрации РРО/КУРО, ни о регистрации плательщика акцизного налога.

Как мы отмечали в нашем аналитическом материале «20-ОПП: вопрос в том, подавать или не подавать, и чего впоследствии ждать…», для определения наличия обязанности подавать уведомление по форме 20-ОПП в каждом отдельном случае операция с имуществом и другие действия налогоплательщиков должны анализироваться на предмет того, влияют ли такие операции/действия на налоговые обязанности налогоплательщиков, а именно – приводят ли они к возникновению, изменению или прекращению обязанностей по уплате налогов и сборов.

По нашему мнению, применение противоположного подхода будет противоречить самой сути п. 63.3 НК Украины.

Впрочем, как следует из разъяснения ГФСУ, сейчас данный подход не воспринимается контролирующими органами, и вопрос обоснованности требования о подаче формы 20-ОПП по всем типам объектов, определенных ГФСУ, остается открытым, а риск применения штрафов согласно п. 117.1 НК Украины за каждый факт неподачи такой формы – до сих пор существенным.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 17062

Прокомментировать