+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

10 признаков того, что у вас проблемы с трансфертным ценообразованием

08 мая, 2019 Информационные письма

Налоговики начинают активнее и эффективнее контролировать трансфертное ценообразование (далее – ТЦО). Данная тенденция имеет все шансы усилиться в ближайшем будущем (см. материал «Контроль ТЦО в Украине: времена меняются»).

Ниже мы перечислим универсальные признаки, указывающие на возможные проблемы в том случае, если Вашим ценообразованием заинтересуются налоговики.

1. У вас убытки по итогам нескольких лет подряд

Ничто так не указывает на проблемы с бизнесом в целом и ценообразованием в частности, как системные убытки.

О важности данного показателя сигнализируют нормы Налогового кодекса. Так, правила ТЦО запрещают использовать во время экономического анализа финансовые показатели компаний, которые имеют убытки по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем в одном отчетном периоде.

Проще говоря, если у компании системные убытки, то она или покупает слишком дорого, или же продает слишком дешево, или же и то, и другое. И если эта компания является частью международной группы или же сотрудничает с сомнительными «независимыми» контрагентами из других стран, то значительное внимание к ценообразованию гарантировано.

Конечно, убытки по итогам нескольких лет – это не приговор. Существуют ситуации, когда такие результаты можно объяснить.

Но готовить такое объяснение следует заблаговременно и основательно, желательно включая в документацию ТЦО.

2. Вы ежегодно подаете отчет о контролируемых операциях, но не готовите документацию

Документация по ТЦО не является частью регулярной налоговой отчетности. Она подается по запросу налоговиков.

А потому часто документацию не готовят, а ждут запроса. И такой подход практикуется из года в год.

Однако Налоговый кодекс определяет, что налогоплательщик обязан составлять и хранить документацию. А на ее подачу отводится всего лишь 30 календарных дней.

За 30 дней нормальную документацию по ТЦО и за один год подготовить непросто. Но запрашивать же налоговики будут документацию не за один год, а, например, за 2014, 2015, 2016, 2017 годы.

А вот это уже настоящий вызов.

3. Ежегодно платите значительные суммы за «внутригрупповые услуги», не заботясь об их подтверждении

Реальность, экономическая суть и документальное оформление операций не является новым вопросом для налогоплательщиков, которые платят за «внутригрупповые услуги». Имеем в виду оплату части централизованных в пределах группы расходов на такие функции как HR, IT, финансовый менеджмент, стратегическое управление и т.п. Данные операции активно проверялись налоговиками и в предыдущие годы. Хотя в последнее время данные вопросы несколько утратили свою остроту.

Вскоре это может измениться.

Ведь с 2019 года в правилах ТЦО закреплен принцип превалирования сущности над формой. То есть при проверке ТЦО налоговики могут игнорировать содержание договора и исходить из собственного восприятия сути операции.

Если договор на 4-5 страниц, а доказательств действительного получения услуг нет, то высок риск получить вывод, что это вообще не услуги. А потому и их справедливая цена – ноль гривен.

Опять отечественное ноу-хау? Вовсе нет – это одна из рекомендаций плана BEPS1, которые уже отражены в Налоговом кодексе.

4. Вы реализуете продукцию/услуги в контролируемых операциях по ценам, более низким чем в неконтролируемых

Приоритетным методом ТЦО является метод сравнительной неконтролируемой цены, о чем часто забывают, увлекаясь популярными методами на основе рентабельности. Данный метод предусматривает сравнение цен и применяется преимущественно в случаях, когда плательщик реализует аналогичные товары независимым контрагентам.

Конечно, разница в ценах может иметь логическое объяснение: начиная с разницы в условиях поставки и заканчивая различиями в географических рынках. Однако такие объяснения должны быть включены в документацию и должны быть основательными. И понятно, что объяснения объяснениями, но не факт, что с ними согласятся налоговики.

5. Ваше предприятие в целом прибыльное, но вы не отслеживаете рентабельность в разрезе отдельных контролируемых операций

Рентабельность по правилам ТЦО считается для отдельной контролируемой операции (группы операций). Поэтому даже заоблачная прибыльность предприятия в целом не гарантирует, что определенные операции не окажутся в итоге убыточными.

Часто такая ситуация возникает, когда отдельно от основной деятельности украинское предприятие оказывает определенные услуги другим компаниям группы. Это может быть ІТ поддержка, исследование рынка силами персонала в Украине, другие операции, которые непосредственно с основным бизнесом не связаны.

Если посчитать показатель чистой прибыли для таких услуг, то они могут оказаться и убыточными. А это может вызвать проблемы при проверке, особенно, если данный вопрос в документации надлежащим образом не адресовать.

6. Вы осуществляете ВЭД операции через несвязанного комиссионера-нерезидента и не отчитываетесь об этом по правилам ТЦО

Такие операции признаются контролируемыми в силу прямой нормы Налогового кодекса, о чем иногда забывают.

Если выполняются стоимостные критерии признания операций контролируемыми (150 млн грн годовой доход и 10 млн грн оборот с комиссионером), то такие операции должны попасть в отчет. Соответственно, для них необходимо готовить документацию ТЦО.

Иначе – штраф и другие проблемы с налоговой.

7. Подход к анализу в Вашей документации меняется из года в год

Последовательность – это важный показатель достоверности экономического анализа, осуществленного по правилам ТЦО.

Если из года в год подходы меняются: подстраиваются критерии отбора лиц или операций, с которыми сравниваем контролируемые, меняется метод ТЦО или показатель рентабельности, то это является сигналом, что с ценообразованием не все в порядке.

8. Ваша документация не содержит детального описания, как считали показатель рентабельности

Налоговый кодекс содержит прямое требование, что документация по ТЦО должна содержать описание расчета показателя рентабельности, включая алгоритм распределения расходов между операциями. Более того, все показатели должны быть документально подтверждены.

На практике данное требование часто игнорируют. Иногда трудно понять, как именно осуществлялся расчет, не говоря уже об обосновании выбора алгоритма распределения расходов. Понятно, что такая ситуация является рискованной. Проверено практикой, в том числе судебной.

9. В документации по ТЦО анализируется рентабельность не Вашего предприятия, а контрагента-нерезидента

Анализ рентабельности контрагента-нерезидента является общепринятой в мире техникой проведения экономических исследований по ТЦО. Часто этот подход применяется и в Украине. Однако распространенное применение не означает отсутствие рисков.

Первые «тревожные звоночки» для данного подхода появились еще с введением в Налоговый кодекс требования о том, что расчет рентабельности по конкретной контролируемой операции должен подтверждаться документально.

А с 2019 года эти «звоночки» превратились уже в настоящее грохотание. В Налоговый кодекс добавили новое условие для выбора стороны для исследования: должна избираться сторона, «по которой имеется наиболее полная и документально подтвержденная информация о финансовых показателях контролируемой операции…».

Ну и, наверное, уже последним сигналом стали недавние победы налоговой на уровне апелляционной инстанции. Одним из ключевых вопросов в данных спорах как раз и был выбор для анализа ТЦО рентабельности контрагента-нерезидента. Подробная информация – в наших материалах «Неожиданная победа ГФС на стадии апелляции в важном споре по сути правил ТЦО: важные позиции суда» и «Тенденция, однако… ГФС снова побеждает на уровне апелляции в споре по сути правил ТЦО».

То есть на сегодня такой подход в документации является синонимом рисков.

10. Вы импортируете или экспортируете «биржевые товары» в операциях со связанными лицами

Механизм контроля ТЦО за товарами, являющиеся предметом биржевой торговли, на сегодня так и не стал действительно рабочим. Есть проблемы как с утвержденным Кабмином перечнем бирж, так и с возможностью практического применения соответствующих правил.

Но это не повод игнорировать соответствующие нормы Налогового кодекса. Ведь законодатель в своих попытках «заставить» данные правила работать разработал систему норм, которая содержит ловушки для налогоплательщиков.

Так, если налогоплательщик не применяет метод сравнительной неконтролируемой цены на основании биржевых котировок, то правила ТЦО содержат требование до 1 мая следующего за отчетным года подать информацию в налоговый орган. В частности, необходимо раскрыть данные обо всех связанных с налогоплательщиком лицах, которые принимали участие в цепи купли-продажи «биржевых» товаров (до первого несвязанного контрагента), а также привести показатели рентабельности таких лиц.

Еще раз – такая информация подается не по запросу налоговой, а по сути является регулярной отчетностью.

Если данное требование не выполнено, то Налоговый кодекс предоставляет налоговикам право самостоятельно определить цену с применением метода сравнительной неконтролируемой цены. И им не нужно доказывать, что налогоплательщик неправильно применил другие методы ТЦО.

Понятно, что определенная налоговой цена вряд ли устроит налогоплательщика.

Перечень можно продолжать, но в этом материале мы решили остановиться на красивом числе «десять».

* * *

Видите для себя риски в сфере ТЦО и нуждаетесь в профессиональной поддержке?

Наша команда опытных экономистов и юристов имеет признанный на международном уровне уникальный опыт исследований ТЦО и защиты плательщиков в спорах по сути правил ТЦО. Мы знаем, как Вам помочь!

Свяжитесь с нами

Или запишитесь на бесплатное ознакомительное обсуждение в телефонном режиме с лидерами практики ТЦО фирмы WTS Consulting/KM Partners, направив контактную информацию и желаемое время обсуждения на электронный почтовый ящик admin@wts.ua.

 
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1(С англ. Base Erosion and Profit Shifting) план действий, разработанный под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и направленный на противодействие размыванию базы налогообложения и агрессивным налоговым практикам.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 2678

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

В конце концов, Верховный Суд признал, что применение сравнительного анализа ТЦО было правильным (дело «Олимпекс Купе Интернейшнл») 11 апреля, 2024    35

Дело «Олимпекс Купе Интернейшнл» против ГУ ГНС в Одесской области: после нового рассмотрения Верховный Суд все же окончательно отказал налоговикам в «креативном» применении метода чистой прибыли 01 марта, 2024    317

Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены? 13 ноября, 2023    532

Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение 18 сентября, 2023    206

«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать? 03 августа, 2023    775

Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию 06 февраля, 2023    529

Finally! Украина присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран 09 ноября, 2022    843

Свежее решение Верховного Суда касательно применения правил ТЦО: новые подходы к применению метода СНЦ, по которым, к сожалению, остались вопросы 05 октября, 2022    1107

Кабинет Министров Украины утвердил новый порядок касательно заключения договоров о предварительном согласовании ценообразования для целей ТЦО 19 ноября, 2021    733

Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам 01 октября, 2021    1236

Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин 16 июня, 2021    2047

Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков 19 мая, 2021    11021

Прокомментировать