Что нужно знать мобилизованному об уголовной ответственности

01 августа, 2014 Эксклюзив

Часть 1. Исторический аспект и общий обзор статей Уголовного кодекса Украины относительно уклонения от несения военной службы

Необъявленная война на востоке нашего государства на данный момент является темой номер один в выпусках новостей, где львиная доля материалов посвящена зоне АТО и военнослужащим, которые несут обязанность воинской службы.

При этом, как среди военнослужащих, так и среди общественности нет четкого понимания правовых особенностей несения службы в особый период. Как правило, воины нашей армии сурово придерживаются установленного порядка несения службы; много добровольцев, которые были допущены к несению службы, являются примером соблюдения дисциплины и стойкости военно-патриотического духа. Однако есть и исключения: некоторые военнослужащие, особенно только что мобилизованные, нарушают порядок несения службы, самовольно покидают часть или место службы или вообще уклоняются от военной службы.

Таким образом, 29 июля 2014 года Ивано-Франковский городской суд вынес приговор1, которым осудил по ч.2 ст.409 Уголовного кодекса Украины (далее – «УК Украины») ивано-франковца, который весной этого года самовольно уклонился от мобилизации в ряды вооруженных сил Украины, и назначил ему наказание в виде пяти месяцев ареста.

Ранее Бердичевский горрайонный суд в своих решениях от 18 июля 2014 года2 и 7 июля 2014 года3 утвердил сделки о признании виновности и осудил военнослужащих по призыву во время мобилизации за попытку дезертирства – самовольного оставления воинской части в целях уклонения от воинской службы, то есть, за совершение преступления, предусматриваемого ч. 1 ст. 408 УК Украины.

Возникает вопрос о причинах возникновения и предупреждения подобных случаев. Возможно, подобные случаи обусловлены низким уровнем правосознательности и патриотизма мобилизованных военнослужащих, в том числе отсутствии в них четкого понимания своих прав и обязанностей, а так же ответственности за свои действия или бездеятельность. Возможно, причина в отсутствии действенного военно-патриотичного воспитания в рядах Вооруженных сил Украины. Проводится ли такая работа с мобилизованными?

Стоит вспомнить, что во времена СССР существовали специальные должности комиссаров, политруков, замполитов и т.д. Главным заданием политруков было объяснять людям действия центральной власти, обеспечивать дисциплину, осуществлять присмотр над командованием. Второй функцией была политическо-воспитательная работа, то есть комиссары должны были убеждать командиров и красноармейцев, что перед армией поставлены справедливые и нужные народу цели и задания. Вообще, комиссары появились еще во французской армии во время Великой французской революции. Вначале XIX века комиссары были так же и в армии США, как назначенные правительством в воинскую часть чиновники, обязанностью которых было следить за моральным и политическим духом военнослужащих.

Отсутствие должной и действенной системы политическо-воспитательной работы и ответственных за разъяснительную работу лиц в современных Вооруженных силах Украины, в том числе разъяснительной работы относительно уголовной ответственности за нарушение порядка ведения службы4, не в последнюю очередь посодействовало возникновению подобных ситуаций в особый период.

Даже украинскую армию времен директории УНР, которая существовала век назад, можно сравнить с современной ситуацией: «С моральной стороны она была крепкой в то время, когда шла валить гетьманскую власть. Но после того, как эту власть было повалено, тысячи мобилизованных селян считали, что они уже выполнили свое основное задание. Их потянуло в родные дома, где решалась судьба помещицкой земли. К тому же московские коммунисты приложили все усилия, что бы уничтожить эту армию, оперируя демагогическими лозунгами»5. Мобилизованным не хватало национально-патриотического сознания и понимания необходимости утверждения национальной государственности и обороны ее от внешнего агрессора.

В тоже время, в Украинской Галицкой Армии (УГА) существовала собственная система профессионального обучения и воспитания личного состава, в основу, которой заложили такие принципы как: национальное достоинство, патриотизм, христианскую мораль, верность присяге, верность военному долгу, единство профессиональной подготовки и воспитания. Важной и поучительной особенностью Галицкой армии было наличие корпуса полевых духовников-капелланов. Во время боевых действий, в тяжелый период эпидемии тифа, полевые духовники были рядом со стрелками и старшинами, таким образом они поднимали их моральный дух в борьбе за свободу Украины6. Кто этим всем занимается в современной украинской армии? Заместитель командира по воспитательной работе7? Вопрос риторический.

Посягательство же на установленный порядок несения воинской службы несет серьезную опасность для общества, поскольку воинская служба – это особый вид государственной службы по отношению к защите Родины, а такие правонарушения как самовольный выход за территорию части или места службы и дезертирство ослабляют боевую готовность частей и подразделений, негативно влияют на морально-психологический климат в военных коллективах.

Для того чтобы снизить количество подобных преступлений необходимо вместе с профилактическими мерами информационно-воспитательного характера решать эти вопросы на государственном уровне и на уровне гражданского общества.

Данный материал является попыткой распространить информацию о последствиях нарушения порядка несения воинской службы и особенностях привлечения и освобождения от уголовной ответственности за совершение подобных преступлений.

Так, в римском праве подобный вид публичных деликтов как военные преступления считался разновидностью преступлений против римского общества, поскольку речь шла о нарушении публичного правопорядка, уклонении от исполнения гражданских обязанностей и т.д.

В Украине еще со времен Запорожской Сечи палитра военных преступлений была невероятно широкой. Было предусмотрено, например, такие наказуемые деяния как дезертирство, поражение в бою, уклонение от занимания должности, на которую казака выбрало общество и т.д. При осуществлении противоправных деяний этой категории преступника ожидала смертная казнь.

Современное же уголовное законодательство Украины тоже предусматривает ответственность за военные преступления, то есть преступления против установленного законодательством порядка несения или прохождения воинской службы.

Общественная опасность данного вида преступлений обусловлена так же тем, что даже кратковременное отсутствие военнослужащего на службе может негативно повлиять на исполнение ежедневных заданий боевой подготовки, поставленных перед подразделением, частью. Случаи длительного уклонения от воинской службы являются прямым нарушением военнослужащими своего конституционного долга защищать Родину.

Совершая подобные преступления, военнослужащие нарушают либо отдельные требования порядка прохождения воинской службы, либо в целом обязанность проходить воинскую службу (например, в случае дезертирства). Эти правонарушения ослабляют боеспособность части, очень негативно влияют на состояние боевой готовности войск. Они усложняют комплектацию армии личным составом, необходимым для успешного выполнения поставленных перед ними задач.

Следует отметить, что учитывая актуальность на данный момент преступлений, связанных с уклонением от воинской службы, необходимым и важным есть понимание правильной квалификации таких уголовных правонарушений и ответственности за их совершение.

В первую очередь следует понимать, что нести уголовную ответственность за совершение военных преступлений могут только военнослужащие, а так же военнообязанные во время прохождения ними соответствующих сборов. При этом, факт принятия или непринятия военнослужащим военной присяги не имеет значения для признания его субъектом военных преступлений. В некоторых случаях, это может рассматриваться только как обстоятельство, которое смягчает наказание.

Далее рассмотрим, за какие именно действия, связанные с уклонением от воинской службы, предусмотрена ответственность и какие санкции ожидают нарушителя.

В первую очередь рассмотрим такие действия уклонение от призыва по мобилизации (ст. 336 УК Украины). За уклонение от призыва по мобилизации в ст. 336 УК Украины прописана ответственность в виде лишения свободы сроком от двух до пяти лет.

Данное преступление в отдельных аспектах совпадает с преступлением, предусмотренным ст. 335 УК Украины – уклонение от призыва на срочную военную службу, которое влечет уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до трех лет. Хотя, уклонение от призыва по мобилизации заключается не только в неявке лица в призывной участок (как это обычно происходит в случае уклонения от призыва на срочную военную службу), но и непосредственно в воинскую часть, воинское учреждение, которые указаны в повестке или приказе военного комиссара.

Началом прохождения воинской службы для граждан, призванных на воинскую службу во время мобилизации, на особый период, и на воинскую службу по призыву лиц офицерского состава является день отправления в воинскую часть из районного (городского) военного комиссариата. Поэтому, лицо, которое прибыло в районный (городской) военкомат и было отправлено в воинскую часть, но уже после этого уклонилось от отправления в войска, является уже военнослужащим, и его действия следует квалифицировать по ст. 407, 408 или 409 УК Украины. Далее рассмотрим указанные статьи, которые касаются совершения преступлений уже во время прохождения воинской службы.

Например, самовольный уход за пределы территории воинской части или места службы, а так же неявка вовремя на службу без уважительных причин (длительностью более трех суток – для военнослужащих срочной службы, и длительностью более десяти суток – для других военнослужащих) попадает под состав преступления, предусмотренного ст. 407 УК Украины (самовольный уход за территорию воинской части или места службы).

Совершение указанного деяния военнослужащим срочной службы наказывается содержанием в дисциплинарном батальоне сроком до двух лет или лишением свободы сроком до трех лет. Для других военнослужащих предусмотрен штраф в размере до 1700 грн или служебное ограничение сроком до двух лет, или лишение свободы сроком до трех лет.

В случае самовольного ухода за территорию воинской части или места службы, а так же неявку вовремя на службу без уважительных причин длительностью более одного месяца, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком от двух до пяти лет.

Самовольный уход с места службы, совершенный в условиях военного времени или в боевой обстановке, является тяжким преступлением, и наказывается лишением свободы сроком от пяти до десяти лет.

Мотивы преступления могут быть разными, при этом лицо не намерено уклониться от воинской службы вообще. Наличие подобного намерения и соответствующих мотивов может стать основанием для квалификации такого уклонения от воинской службы по статьям 408 или 409 УК Украины. Которые мы рассмотрим дальше.

Так, самовольный уход за территорию воинской части или места службы с целью уклониться от воинской службы, а так же неявка с той же целью на службу в случае назначения, перевода, командировки, отпуска или больничного попадает под состав преступления, предусмотренный ст. 408 УК Украины, дезертирство.

Следует отличать дезертирство от самовольного ухода за территорию воинской части или места службы, ведь лишь тот факт длительного (например, больше месяца) незаконного пребывания за территорией зоны службы еще не может свидетельствовать о цели уклониться от воинской службы вообще. Обязательным элементом дезертирства является желание человека не служить в армии вообще.

За дезертирство предусмотрено наказание исключительно в виде лишения свободы сроком от двух до пяти лет. За дезертирство с оружием или по предварительному заговору группой лиц предусмотрено лишение свободы сроком от пяти до десяти лет. Если дезертирство совершено в условиях военного положения или в боевой обстановке, подобное преступление расценивается как особо тяжкое и наказывается лишением свободы сроком от пяти до двенадцати лет.

Хотя, дезертирство, совершенное в условиях военного времени или в боевой обстановке, следует отличать от самовольного ухода с поля боя во время боевых действий (ст. 429 УК Украины). Так, оставляя поле боя во время боевых действий, лицо может не иметь цели покинуть место службы навсегда. Согласно ст. 429 УК Украины самовольный уход с поля боя во время боя или отказ во время боя применять оружие наказываются лишением свободы сроком от пяти до десяти лет.

При этом самовольным является уход с поля боя, совершенный без разрешения начальника (командира). Отступление от занимаемых позиций, уклонение от боя могут осуществляться только с разрешения командира, в противном случае они являются самовольными. То же самое касается и отказа от выполнения приказа применять оружие. За подобные действия или бездеятельность может наступать уголовная ответственность по ст. 429 УК Украины.

В период мобилизации актуальным становится также уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы путем самокалечения или путем симуляции болезни, подделки документов, или другого обмана (ч. 1 ст. 409 УК Украины).

Обязательным составляющим такого преступления является обман как форма уклонения военнослужащего от воинской службы. Он состоит в том, что военнослужащий доводит до сведения своего командира заведомо ложные ведомости об определённых событиях или обстоятельствах или сознательно умалчивает их с целью уклониться от воинской службы. Это могут быть, например, неправдивые заявления о сложных семейных обстоятельствах, которые могут стать основанием для перевода с места службы на востоке страны в столицу, и т.д. Так же к обману следует отнести и фальсификацию документов, и предъявление их командиру как настоящих. Подобные действия наказываются содержанием в дисциплинарном батальоне сроком до двух лет или лишением свободы на тот же самый срок.

Отдельно следует рассматривать отказ от несения обязанностей воинской службы – данное преступление предусмотрено ч. 2 ст. 409 УК Украины и наказывается лишением свободы сроком от двух до пяти лет.

Подобный отказ проявляется в том, что военнослужащий открыто, не прибегая к обману, заявляет про свое нежелание нести воинскую службу вообще или постоянно, или временно в определенной местности, в особых условиях, исполнять специальные обязанности воинской службы, или исполнять обязанности по определенной специальности, или в определенные дни, т.д. и/ или фактически перестает их исполнять. Если военнослужащий отказывается во время боя применять оружие, ответственность наступает по ст. 429 УК Украины, о которой речь шла выше.

Следует отметить, что уклонение от несения обязанностей воинской службы независимо от того, каким путем оно достигнуто, а так же отказ от несения подобных обязанностей считаются завершенным преступлением с момента прекращения несения обязанностей воинской службы. Одно только заявление о нежелании проходить воинскую службу без конкретных действий (бездеятельности), направленных на осуществление указанного намерения, не может рассматриваться как отказ от несения обязанностей воинской службы.

Необходимо понимать и некоторые обстоятельства для освобождения от уголовной ответственности за совершение военных преступлений, в том числе относительно уклонения от несения службы, дезертирства, т.д.

В первую очередь это сроки давности. При этом, основными критериями для освобождения лиц, виновных в совершении преступлений, от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности является степень тяжести совершенного преступления. Минимальный срок давности, который может быть применен к лицам, которые совершили военные преступления, составляет три года. Но для таких преступлений как дезертирство и отказ от несения обязанностей воинской службы минимальный срок давности может быть не менее пяти лет.

Видами факультативного освобождения от уголовной ответственности военнослужащего является освобождение от уголовной ответственности в связи с передачей лица на поруки и сменой обстановки. При этом лицо, которое совершило военное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности при условии, если: 1) лицо впервые совершило преступление; 2) это преступление относится к преступлениям небольшой или средней тяжести; 3) суд признает, что на время рассмотрения дела в связи со сменой обстановки совершенное деяние потеряло общественную опасность, или лицо перестало быть общественно опасным.

И в заключение стоит помнить, что отсутствие организации надлежащего быта или халатность командиров не может быть основанием для освобождения военнослужащих от уголовной ответственности за преступные уклонения от воинской службы. Поэтому, лучше всеми возможными способами акцентировать внимание общественности и военного руководства на конкретных проблемах, в том числе связанных с несением службы в условиях боевой обстановки, и решать подобные проблемы, а не уклоняться от несения службы или вообще оставить место службы и быть привлеченным к уголовной ответственности.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 http://ifm.if.court.gov.ua/sud0907/news/119405/

2 http://reyestr.court.gov.ua/Review/39801051

3 http://reyestr.court.gov.ua/Review/39649962

4 Помощник командира по правовой работе обязан принимать участие в организации и проведении мероприятий по правовой подготовке и правовому воспитанию личного состава подразделения, информировать личный состав о законодательстве и практике его применения, давать консультации по вопросам, связанным с деятельностью подразделения.

5 Удовиченко О. Украина в войне за государственность: История, организация и боевые действия 1917-1921. – К., 1995. – 206 с.

Футулуйчук Василий. Украинская Галицкая армия: военно-патриотическое воспитание и подготовка (1918–1920 рр.).- Донецк: Восточный издательский дом, УКЦентр, 2000 р. — 152 с

7 Заместитель командира по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за организацию и проведение воспитательной работы, за военную дисциплину, морально-психологическое состояние и за морально-психологическое обеспечение боевой готовности, в тоже время имея задания по обеспечению ежедневной деятельности личного состава и их социальной защиты.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2014

Просмотры 9951

Прокомментировать