+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Отчитываемся по ТЦО за 2020 г.: что Вам еще необходимо знать

авторы: Иван Шинкаренко, Виктория Шевченко, Карина Гасимова

19 февраля, 2021 Эксклюзив

2020 г., как и начало 2021 г., принес налогоплательщикам много сюрпризов. Не обошлось, конечно, и без изменений, касающихся вопроса регулирования трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) в Украине. Короткий обзор последних нововведений, которые должны быть учтены налогоплательщиками уже во время отчета по ТЦО за 2020 г., предоставляем Вашему вниманию.


Изменения касательно предоставления обоснования экономической целесообразности и наличия деловой цели


Законом Украины № 1117 от 17.12.2020 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения» (далее – Закон № 1117) предусмотрено изменения в содержание Документации по ТЦО налогоплательщика. В частности, согласно пп. 39.4.6 НК Украины, отныне предоставлять обоснование экономической целесообразности и наличия деловой цели нужно и касательно операций с товарами в дополнение к операциям, предметом которых являются работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров.


Кроме того, указанным Законом № 1117 законодатель распространил такое требование о предоставлении обоснования также на операции продажи товаров, работ (услуг), нематериальных активов, других предметов хозяйственных операций, отличных от товаров. На практике это означает, что налогоплательщики теперь обязаны предоставлять обоснование экономической целесообразности и наличия деловой цели фактически по всем своим контролируемым операциям.



По результатам анализа предоставленного обоснования, в случае недоказанности (по мнению контролирующего органа) экономической целесообразности таких операций и отсутствия деловой цели, контролирующий орган имеет право действовать, выбирая один из двух предложенных вариантов:


  • Заменить операцию альтернативным вариантом, реально доступным для каждой из сторон операции, с целью определения условий договора (контракта), которые в таком бы случае согласовывались сторонами. В дальнейшем соответствие условий такой альтернативной операции принципу «вытянутой руки» определяется с учетом требований пункта 39.3 НК Украины. При этом, определяя альтернативные варианты для операции, реально доступные для каждой из сторон сделки, будет учитываться, были ли другие реалистичные варианты, доступные для любой из сторон, которые привели бы к более выгодному экономическому эффекту, если бы такая сторона заключала соглашение с несвязанными лицами вместо заключения сделки со связанными лицами.

  • Не учесть (не признать) такую ​​контролируемую операцию. В таком случае финансовый результат до налогообложения налогоплательщика увеличивается в порядке, предусмотренном абзацем первым п. 140.5.21 п. 140.5 ст. 140 НК Украины (то есть на сумму операции, которую контролирующий орган не учитывает (не признает) вследствие отсутствия экономической целесообразности и деловой цели) и обязанность осуществления корректировки финансового результата возлагается на контролирующий орган.


При этом обязанность доказывания, что (1) коммерческие и/или финансовые характеристики контролируемой операции, определенные в соответствии с фактическими действиями сторон сделки и фактическими условиями ее проведения, отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами с учетом наличия разумной экономической причины (деловой цели) в сопоставимых обстоятельствах, а также что (2) несвязанные лица, которые действуют в сопоставимых условиях и ведут себя коммерчески рационально с учетом альтернативных вариантов, реально доступных для каждой из сторон сделки, не вступали бы в такую ​​контролируемую операцию, также возлагается на контролирующий орган.


Как видим, системный анализ Закона № 1117 позволяет говорить о введении нового «условия», которое должно быть учтено налогоплательщиком при подготовке Документации по ТЦО и которое будет использовать для доказательства своей позиции контролирующий орган – наличие реально доступных альтернативных вариантов осуществления контролируемой операции (т.е. неконтролируемых операций). Данное уточнение является важным ввиду того, что изменения, внесенные Законом № 466-ІХ от 16.01.2020 г., давали неясность касательно методики обоснования экономической выгоды, получаемой в результате осуществления контролируемой операции.


А как насчет документаций, подготовленных за предыдущие отчетные периоды?


...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 650

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам 01 октября, 2021    365

Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин 16 июня, 2021    700

Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков 19 мая, 2021    953

Новая форма Отчёта о контролируемых операциях и Порядок его заполнения: что изменилось? 25 марта, 2021    622

Новые правила определения деловой цели в Украине
С 01 января 2021 года вступают в силу обновленные правила определения деловой цели операций, представленные в 2020 году
09 марта, 2021    655

Отчет в разрезе стран международной группы компаний: форма и порядок подачи 05 марта, 2021    1040

Миллиардный проигрыш Coca-Cola в ТЦО-споре с Налоговой службой США по роялти, или почему плательщикам не стоит быть излишне оптимистичными в договоренностях с государством 17 февраля, 2021    924

Спасибо, что не 31-го! Кабмин утвердил перечень сырьевых товаров, на которые будут распространяться специальные правила ТЦО 16 декабря, 2020    1257

Закон № 466-ІХ установил, что прибыль физических лиц от некоторых операций с инвестиционными активами рассчитывается по обычным ценам. Что это значит? 16 октября, 2020    883

Новые правила пропорциональной корректировки с ТЦО введены в налоговое законодательство Украины с мая 2020 года 06 октября, 2020    652

Очередная реинкарнация спецправил ТЦО касательно сырьевых товаров. Сработает ли в этот раз? 09 сентября, 2020    2053

Совершенствование контроля ТЦО для постоянных представительств в Украине: новые правила определения налогооблагаемой прибыли уже с мая 2020 26 августа, 2020    3746

Прокомментировать