+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

КАРАУЛ УСТАЛ! (ОБ ОТМЕНЕ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК)

авторы: Александр Минин, Антонина Городецкая

05 октября, 2020 Эксклюзив

Недавно мы писали об ожидаемом шквале проверок после завершения действия моратория и анализировали отсутствие эффективности последних, что подтвердили хорошие показатели наполнения бюджета без проведения проверок (подробнее – в нашем материале «Готовимся к шквалу проверок, как только закончится карантин? И Сколько реально необходимо налоговых проверок?»).


Но действия, направленные на отмену моратория, не заставили себя долго ждать – ведь налоговый «караул» устал без проверок.


1.


Премьер-министром Украины господином Шмыгалем Д. А. был внесен Проект Закона №4101 от 15.09.2020 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» (далее – Законопроект № 4101), которым предлагается отмена моратория.


Законопроектом № 4101 предлагается внести изменения в п. 52-2 Подраздела 10 Раздела ХХ Переходные положения НКУ, которыми, среди прочего, закрепить, что:


«522. Установить мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по дату вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», кроме:


Документальные плановые проверки, которые в соответствии с планом - графиком проведения плановых документальных проверок должны были начаться в период с 18 марта 2020 года по дату вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» но не были начаты, исключаются из плана - графика проведения плановых документальных проверок на 2020 год. Обновленный план - график обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».


Документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, временно останавливаются по дату вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений». Такая остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом.


На период с 18 марта 2020 года по дату вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 этого Кодекса».


То есть предложенными изменениями мораторий на проведение проверок завершается не после отмены карантина, а с даты вступления в силу Законопроекта № 4101. А согласно п. 1 Раздела II Заключительных положений Законопроекта № 4101:


«1. Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования...».


То есть в случае принятия, например, Законопроекта № 4101 в октябре 2020 г. – мораторий на проведение проверок будет завершен. Налоговая в течение 10 дней опубликует обновленный План-график проверок на 2020 год, исключив из него все плановые проверки, назначенные на период с 18.03.2020 г. по дату вступления в силу Законопроекта № 4101 – и, так сказать, «карусель понеслась».


2.


То есть карантин в стране не завершился, ожидается «вторая волна» эпидемии, дистанционную (надомную) работу никто не отменял – а вот проведение налоговых проверок должно осуществляться?


И самое интересное изложено в Пояснительной записке к Законопроекту № 4101:


«2. Проблема, которая требует решения


Необходимость разработки проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» связана с необходимостью в урегулировании ряда вопросов, а именно:


1. В связи с тем, что действие моратория на проведение документальных и фактических проверок установлено на довольно большой промежуток времени, за период его действия (на данный момент с 18 марта 2020 года по дату вступления в силу этого Закона) значительная доля субъектов хозяйствования, которые имеют риски неуплаты налогов, остаются непроверенными. Кроме того, в налоговые органы поступают ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН по вопросам нарушений порядка проведения расчетов, лицензирования и неоформления трудовых отношений в различных сферах деятельности, однако контролирующие органы лишены возможности провести проверку таких субъектов хозяйствования.


Поэтому, с целью недопущения потерь доходов бюджета и с целью обеспечения надлежащего выполнения налоговыми органами контролирующей функции, предлагается завершить действие моратория на проведение документальных и фактических проверок...».


Получается, что это ГРАЖДАНЕ ПОПРОСИЛИ ПРОВЕРОК?


В советские времена был такой трюк с повышением цен «по просьбам трудящихся». Чувствуется, что авторы «пояснений» прошли, наверно, соответствующую «школу».


Но если без шуток, то «оговорка» о «недопущении потерь доходов бюджета» – это и есть настоящие причины отмены моратория, не смотря ни на что.


Поэтому готовимся к «цунами» проверок (смотрите информационное письмо «Готовимся к шквалу проверок, как только закончится карантин? И Сколько реально необходимо налоговых проверок?»).


3.


Здесь сразу хочется дать совет тем плательщикам, месяцы запланированных проверок по которым уже прошли – не обольщайтесь, вы не «проскочили» опасность, просто налоговая понимает, что физически не успеет провести проверки, которые должны были проводиться в течение 7-ми месяцев 2020 года, за последние 3 месяца 2020 года. В то же время предписания переходных положений о приостановлении сроков давности на период моратория – оставляют «окно возможностей» для назначения плановых проверок на 2021 год с возможностью проверять не 3, а 4 года деятельности плательщика.


Поэтому советуем искать «себя» 25.12.2020 г. в Плане-графике проверок на 2021 год.


И тут уж точно должна быть реализована предохранительная мера проверки плательщиком оснований для включения в План-график на 2021 год – соответствия плательщика критериям риска, или налоговая просто сделала «автоматический перенос» проверки с 2020 на 2021 г.?


4.


А что будет происходить с плательщиками, запланированная проверка которых будет находиться «на грани»?


Так, согласно предлагаемым изменениям мораторий будет действовать «по дату вступления в силу» Законопроекта № 4101. А «Документальные плановые проверки, в соответствии с планом - графиком ... должны были начаться в период с 18 марта 2020 года по дату вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» но не были начаты, исключаются из плана - графика проведения плановых документальных проверок на 2020 год».


В то же время в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 02.06.2015 г. №524 утвержденная форма Плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков содержит сведения:


  • «Запланированная документальная проверка, месяц начала».


То есть окончание моратория «привязано» к дате, а план проверок – к месяцу.


Соответственно, в случае вступления в силу Законопроекта № 4101, например, 15.10.2020 г. – это будет означать, что запланированные на октябрь 2020 года проверки должны проводиться или исключаются из Плана-графика на 2020 год? А если мораторий завершится в последние дни месяца, например, 29 октября?


Приведенное никак не соответствует требованиям понятности и предсказуемости закона.


Кажется, Законопроект № 4101 готовился в спешке, поскольку действующие нормы НКУ в этой части являются более обдуманными и предусматривают: «Установить мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина...».


То есть при действующей редакции понятно, что месяц, в котором завершается карантин, подпадает в полном объеме под действие моратория и не происходит никаких «разрывов»/коллизий/недоразумений.


Однако, к сожалению, действующие нормы не были примером при формулировании предложений внесения изменений. И, по сути, этот вопрос является не урегулированным и остался «на усмотрение» налогового органа.


5.


Но возникает вопрос о законности (простите за тавтологию) Законопроекта № 4101.

...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 1497

Прокомментировать