Уплата согласованных обязательств в случае отсутствия денег

13 февраля, 2015 Эксклюзив

Учитывая текущую экономическую ситуацию в стране не исключено, что на практике может возникнуть ситуация, когда предприятие должно задекларировать налоговые обязательства, но средств на их уплату у него нет. Например, в случае задержки контрагентами оплаты отгруженного товара или предоставленных услуг (выполненных работ), или даже отказа от обязательства по их оплате. В таком случае предприятие, с одной стороны, должно задекларировать налоговые обязательства, а с другой стороны – средств может не хватать, или же по решению руководства они могут быть направлены на другие первоочередные выплаты (выплату заработной платы работникам и т.п.).


Поэтому нужно помнить, что после подачи декларации денежные обязательства считаются согласованными, то есть они подлежат уплате в бюджет на протяжении 10 календарных дней, следующих за последним днем граничного срока подачи декларации.


Неуплата согласованных денежных обязательств без принятия предприятием мер по их рассрочке или отсрочке в законодательно установленном порядке имеет негативные последствия.


В частности, у предприятия возникает налоговый долг на сумму таких обязательств, имущество описывается в налоговый залог, назначается налоговый управляющий, операции с заложенным имуществом требуют предварительного согласования с налоговым органом, начисляется штраф и пеня за просрочку уплаты согласованных обязательств, возможно привлечение должностных (служебных) лиц предприятия к уголовной ответственности. А уже через 60 календарных дней со дня направления (вручения) налогового требования налоговый орган имеет право начать процедуры взыскания средств со счетов и продажу имущества предприятия.


Самостоятельная уплата налогового долга предприятием или его погашение в результате принятия налоговым органом соответствующих мер по его погашению (за счет продажи залогового имущества и т.п.) не исключает наступление таких последствий, как применение штрафа и пени к сумме налогового долга и привлечение должностных лиц предприятия к уголовной ответственности.


Во избежание таких негативных последствий необходимо своевременно принимать меры по рассрочке или отсрочке денежных обязательств, не дожидаясь момента, когда они станут налоговым долгом. А именно: вместе с налоговой отчетностью подавать заявление о рассрочке или отсрочке денежных обязательств, доказательства существования обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и соответствующее экономическое обоснование возможности погашения соответствующих денежных обязательств в будущем. При этом нужно иметь в виду, что такая рассрочка или отсрочка предоставляется по каждому налогу и сбору отдельно. Соответственно, заявления также должны подаваться по каждому налогу и сбору отдельно, одновременно с подачей соответствующей отчетности. Единственным негативным последствием в такой ситуации является необходимость уплаты процентов в размере пени на сумму таких денежных обязательств.


Отметим, что налоговый долг также может быть рассрочен или отсрочен, но такие негативные последствия как возникновение налогового залога, применения штрафа за несвоевременность уплаты согласованных обязательств и риск привлечения к криминальной ответственности должностных (служебных) лиц предприятия остаются.


!Обращаем внимание, что временно, до 01 июля 2015 года контролирующему органу предоставлено право бесспорного взыскания денежных средств и средств со счетов налогоплательщика в банках (по решению руководителя контролирующего органа без обращения в суд) в счет погашения налогового долга, возникшего в связи с неуплатой задекларированного денежного обязательства, при условии, что налоговый долг превышает 5 миллионов  гривен И отсутствуют обязательства государства по возвращению ошибочно и/или чрезмерно уплаченных  налогоплательщиком денежных обязательств. У государства такие обязательства возникают только после подачи налогоплательщиком соответствующего заявления о возврате ошибочно и/или чрезмерно уплаченных денежных обязательств в порядке, установленном ст. 43 НКУ.


Фактически это «нововведение» означает, что в случае наличия приведенных выше условий руководители контролирующих органов имеют право после окончания 60 календарных дней со дня направления налогового требования принять решение о взыскании средств.


Сейчас законодательно установленный порядок реализации указанного механизма отсутствует, в том числе в сфере законодательства по вопросам банковской деятельности. Но в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, он может быть реализован контролирующими органами.


Особенности уплаты согласованных обязательств в случае отсутствия средств и возможные последствия для удобства и наглядности в виде схемы: 

 

Полный текст статьи доступен только клиентам WTS Consulting, LLC и подписчикам сайта.

Просмотры 2558

Прокомментировать