Специальные правила касательно постоянных представительств нерезидентов в изменениях ТЦО с 01 января 2018 года. К чему готовиться?
С 01 января 2018 года ст. 39 НК Украины дополнили специальными правилами касательно признания контролируемыми операций нерезидента с его постоянным представительством в Украине. Так, дополнили пп. 39.2.1.1 НК Украины абз. г):
Аналогичным образом дополнили и пп. 39.2.1.4 ст. 39, который содержит определение хозяйственной операции для целей трансфертного ценообразования.
Таким образом, операции между нерезидентом и его постоянным представительством, осуществляемых, начиная с 1 января могут признаваться контролируемыми в случае выполнения «стоимостного критерия».
Кодекс также дополнили специальным «стоимостным критерием» признания таких операций контролируемыми. Так, пп. 39.2.1.7 ст. 39 НК Украины изложили в новой редакции и предположили, что общие критерии (годовой доход 150 млн грн и объем операций 10 млн грн) для операций с участием представительств не применяются. Взамен пп. 39.2.1.7 дополнили абз.4:
При этом мы понимаем, что до указанных изменений такие операции не должны были признаваться контролируемыми в Украине. Такой подход выглядит обоснованным с учетом общего определения хозяйственной операции с Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
Нерезидент и его постоянное представительство в Украине являются одним предприятием и соответственно операции между нерезидентом и постоянным представительством не соответствуют указанному определению.
Однако изменениями от 01 января 2018 года специальное определение хозяйственных операций для целей трансфертного ценообразования расширили и включили новый тип «гипотетических операций» между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.
При этом операции с резидентами Украины не являются контролируемыми для представительства. Так, не выполняется базовое правило о том, что контролируемыми могут быть операции налогоплательщика с нерезидентами. Но не стоит забывать, что для резидента такие операции с представительством могут быть признаны контролируемыми, учитывая статус представительства как нерезидента для целей налога на прибыль.
Такой подход поддерживался ГФС. Например, в письме от 19.10.2015 г. № 21974/6/99-99-19-02-02-15 отмечается:
«...
Признание в целях налогообложения в соответствии с пп. 141.4.7 п. 141.4 ст. 141 Кодекса постоянного представительства как налогоплательщика, осуществляющего свою деятельность независимо от такого нерезидента, не меняет его статуса как нерезидента. Учитывая эту особенность постоянного представительства нерезидента в Украине, операции резидента с постоянным представительством нерезидента для целей трансфертного ценообразования относятся к операциям с нерезидентом.
...
Таким образом, резидент, который в течение отчетного периода осуществлял контролируемые операции с постоянным представительством нерезидента - связанного лица с таким резидентом или постоянным представительством нерезидента, имеющего юрисдикцию в государстве (на территории), которая включена в перечень государств (территорий), утвержденного Кабинетом министров Украины, обязан в установленный срок подать отчет о контролируемых операциях.
При этом для постоянного представительства нерезидента такие операции не считаются контролируемыми».
Значит ли это, что до 01 января 2018 года постоянные представительства были вне зоны контроля правил ТЦО? Этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, и в определенных случаях контролирующие органы могут пытаться обосновать, что у представительства были контролируемые операции и в предыдущих периодах.
Можно ожидать, что с 01 января 2018 года фискальные органы начнут обращать усиленное внимание и на таких налогоплательщиков, как постоянные представительства, в частности в свете правил ТЦО. Поэтому советовали б провести самопроверку, в том числе и предыдущих периодов.
...
Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам
Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин
Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков
Очередная реинкарнация спецправил ТЦО касательно сырьевых товаров. Сработает ли в этот раз?
Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО
Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования
Чем дышит международное сообщество профессионалов ТЦО
Впечатления от участия в Глобальном форуме по трансфертному ценообразованию в Мюнхене под эгидой International Tax Review
WTS Global Country TP Guide:
Комплексное исследование по ТЦУ в 73 странах
Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО
Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.?
Штрафы в ТЦО: общий обзор
Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми