Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования
Параллельный импорт - это не только вопрос коммерческого характера, но и налоговые риски, которые в контексте текущей редакции правил трансфертного ценообразования (ст. 39 Налогового кодекса Украины, далее - НК Украины) могут превратиться из теоретических в реальные.
Именно такие риски мы и рассмотрим в материале ниже.
Параллельный импорт: о чем речь?
Глоссарий ВТО определяет параллельный импорт как «операцию, во время которой товар, изготовленный легально (т.е. не контрафактный) за границей, ввозится без разрешения правообладателя интеллектуальной собственности (знака для товаров или патента). Некоторые страны позволяют такие операции, а другие – нет».
Основная идея параллельного импорта заключается в использовании возможности ценового арбитража в случае различных ценовых политик в отношении товара в разных странах. То есть, если какой-то товар по той или иной причине дешевле для польского рынка, чем для украинского, то для такого товара может возникнуть возможность заработать на разнице цен.
Вопрос параллельного импорта в настоящее время широко обсуждается в Украине. В основном в контексте того, к какой группе стран относится или должна относиться Украина – к тем, которые разрешают параллельный импорт, или к тем, которые его запрещают.
Ответ на этот вопрос лежит в сфере законодательства о защите интеллектуальной собственности. В частности, в том, какой принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности применяется:
- национальный – только в случае продажи товара в стране правообладатель уже не вправе запрещать дальнейшие операции с товаром (параллельный импорт = нарушение прав интеллектуальной собственности),
- международный – первая продажа товара где-нибудь в мире приводит к потере правообладателем права запрещать операции с товаром (параллельный импорт разрешен) или
- региональный – первая продажа в определенной группе стран лишает правообладателя права запрещать дальнейшие операции с товаром (разрешен в пределах определенной группы стран и запрещен при операциях таких стран с третьими странами).
Проблема Украины в том, что четко в законодательстве не определено, какой принцип все же применяется у нас.
Однако в этой статье мы не будем рассматривать собственно вопрос правомерности параллельного импорта, дискутировать о том, какой же принцип желательно применить для Украины.
Примем как факт, что параллельный импорт как явление на сегодня в Украине существует, и его масштабы являются существенными.
Поговорим же мы о неочевидных вещах. А именно – о налоговых рисках, которые возникают для официальных импортеров в связи с параллельным импортом.
Более низкая цена параллельного импорта: могут ли использовать при проверке трансфертных цен?
По определению: параллельный импорт состоит ...
Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Спасибо, что не 31-го! Кабмин утвердил перечень сырьевых товаров, на которые будут распространяться специальные правила ТЦО
371
Закон № 466- ІХ установил, что прибыль физических лиц от некоторых операций с инвестиционными активами рассчитывается по обычным ценам. Что это значит?
567
Новые правила пропорциональной корректировки с ТЦО введены в налоговое законодательство Украины с мая 2020 года
457
Совершенствование контроля ТЦО для постоянных представительств в Украине: новые правила определения налогооблагаемой прибыли уже с мая 2020
1815
ТЦО и Закон 466-IX: обзор самых важных изменений
1155
Верховная Рада Украины ввела трехуровневую структуру документации ТЦУ и другие важные изменения в Налоговый кодекс
1016
Выплата процентов на Кипр: подводные камни применения Конвенции
3236
High-End ТЦО
Серия материалов: трансфертное ценообразование и убытки – еще не приговор. В каких случаях можно обосновать и как это сделать?
Часть 1,2
892
Изменения Таможенного кодекса Украины касательно защиты прав интеллектуальной собственности – «зеленый свет» параллельному импорту
2245
Революция в международном налогообложении приближается. Теперь официально.
ОЭСР публикует предложения касательно унифицированного подхода к налогообложению «цифровой экономики»
1432
Когда налоговики могут запросить обоснование цен в операциях, которые попадают под норму о 30 % корректировке (пп. 140.5.4 ст. 140 Налогового кодекса)?
835
