+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Готовимся к шквалу проверок, как только закончится карантин?
И
Сколько реально необходимо налоговых проверок?

авторы: Александр Минин, Антонина Городецкая

25 сентября, 2020 Эксклюзив

2020 год, хотя он еще и не закончился, выдался удивительно необычным и сложным во всех сферах жизни – и налоги не стали исключением. Однако период кризиса и «качелей» не только разрушает, он может стать катализатором для осознания по-новому некоторых «простых истин» и изменения подходов.

В частности, уже полгода не проводят налоговые проверки, кроме проверок бюджетного возмещения НДС, камеральных, некоторых специальных. И ничего – «небо не упало», бюджет наполняется, плательщикам от этого не хуже.

Мораторий на проведение проверок введен в связи с эпидемией COVID-19 и соответствующими карантинными мерами п. 52-2 Подраздела 10 Раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, которым установлен «мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19)...».

Карантин продолжается, Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 августа 2020 года № 760 внесены изменения в Постановление КМУ № 641 «Об установлении карантина и внедрении усиленных противоэпидемических мер на территории с существенным распространением острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» с продолжением действия карантина до 31 октября 2020 года. А премьер-министр господин Шмыгаль уже заявляет, что почти наверняка карантин будет продлен и после этой даты. Поэтому ожидаемо более 9 месяцев с даты введения карантина и до конца этого года, а может и в дальнейшем, с карантином и без проверок.

Соответственно, это становится не эпизодом – коротким перерывом привычной парадигмы, а новой реальностью.

И поэтому возникает вопрос, как к этому относиться и что делать – ждать, что все пройдет и вернется в привычное русло? И ждем тогда шквал проверок после завершения карантина или после снятия моратория на законодательном уровне?

Или ожидать других изменений (в том числе на законодательном уровне), готовиться и формировать их.

1.

То, что карантин и соответственно мораторий на его время – не нечто проходящее, что можно было бы просто переждать, начинают, кажется, понимать и налоговики, и законодатели. Свидетельством этого может быть некоторое ослабление моратория с крайними изменениями в Налоговом кодексе.

Так, Закон № 786-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей» от 14 июля 2020 года несколько расширил круг проверок, которые разрешено проводить даже во время карантина; соответствующие положения вступили в силу с 08 августа.

В частности, разрешено проводить проверки на основаниях, предусмотренных п.п. 78.1.7. Налогового кодекса, – при реорганизации юридического лица или прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, закрытии постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждении производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или подаче заявления о снятии с учета налогоплательщика.

То есть, по сути, был расширен круг проверок, на которые не распространяется действие моратория, введенного в связи с карантинными мерами.

На самом деле, такие изменения являются еще одним отражением того обстоятельства, что налоговики, так сказать, «проголодались» за период карантина и пытаются сейчас найти другие механизмы для «взаимодействия» с бизнесом. Так, в последнее время происходит некий «ренессанс» активности, связанной с регистрацией «налоговых» уголовных производств, направлением запросов в порядке ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса Украины, постановлениями о временном доступе и даже обысками (подробнее в абзацах 1, 2 нашего материала «УГОЛОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА: когда и для чего стоит посмотреть на сроки расследования»). Также усматривается отдельная активность по «конвейерному» направлению налоговыми органами необоснованных запросов о предоставлении информации якобы в порядке ст. 73 Налогового кодекса.

Уже «не могут» налоговики, так сказать, без работы, ищут возможности и ждут не дождутся окончания моратория даже при условии карантина и восстановления проверок в обычном режиме.

2.

Но давайте посмотрим, насколько некоторые исключения из карантина (в том числе для проверки бюджетного возмещения НДС) и вообще ослабление и предоставление возможностей для проведения проверок реально имеют смысл и могут быть оправданными.

Ведь Украина является социальным государством и в соответствии со ст. 3 Конституции Украины «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Вместе с тем, согласно п. 75.1.2 Налогового кодекса определено, в частности, что «документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка».

И это при тех обстоятельствах, что сейчас в связи с карантином во исполнение п. 39 Постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 2020 года № 641 «Об установлении карантина и внедрении усиленных противоэпидемических мер на территории с широким распространением острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление КМУ № 641) на период действия карантина предприятия перевели работников на дистанционную (надомную) работу.

И возникает вопрос, а как обеспечить проведение выездных проверок в этом случае? И нужно ли вообще обеспечивать их проведение?

В чем разница с точки зрения рисков для здоровья людей, задействованных в выездных проверках с обеих сторон в зависимости от оснований для проведения проверки?

Если исходить из конституционных приоритетов обеспечения «высшей социальной ценности», то люди ни в коем случае не должны подвергаться дополнительному риску для здоровья, который возникает, в частности, при проведении выездных проверок. И поэтому требования о проведении выездных проверок в текущем положении должны в целом рассматриваться как такие, которые противоречат Конституции.

Другой аспект, учитывая фактические изменения и будущее: из-за карантина многие сотрудники перешли на удаленный режим работы. И такой режим может быть сохранен даже после отмены карантина. А для работы в таком режиме расстояние не имеет значения, физически сотрудник может находиться и в 500 км от местонахождения предприятия, а также на другом материке. Поэтому, для удовлетворения налоговиков, если они решили провести выездную проверку, налогоплательщик должен обеспечить приезд соответствующего сотрудника даже с другого полушария? Тем самым это довольно существенное изменение – вмешательство в обычный режим работы предприятия. Представляется, что такой подход и понимание не соответствуют уже требованиям настоящего и тем более – будущего.

3.

При этом фактические обстоятельства свидетельствуют, что проведение привычных проверок не является критическим для наполнения бюджета.

Так, несмотря на отсутствие налоговых проверок в течение карантина, оказалось, что показатели сбора налогов за указанный период довольно неплохие, превышают индикатив Министерства финансов Украины (далее – Минфин) и даже лучше, чем показатели 2019 года за аналогичный период.

В частности, на официальном сайте Государственной налоговой службы Украины (далее – ГНС) было опубликовано заявление Алексея Любченка с тезисом: «За январь-август мы ожидаем перевыполнение индикатива на 14,6 млрд гривен», в котором опубликованы следующие показатели:


  • по результатам января-августа 2020 года в общий фонд государственного бюджета ожидаются поступления 352,5 млрд грн, что на 14,6 грн млрд выше запланированного индикатива Минфина в 337,8 млрд грн;

  • по сравнению с соответствующим периодом прошлого года ожидается рост поступлений в 49,3 млрд грн, или на 16,3%, в т.ч. НДС – на 5,4 млрд грн, или в 1,6 раза больше по сравнению с августом прошлого года;

  • на 19,7 млрд грн, или на 36,8% ожидается перевыполнение индикатива по поступлениям НДС. Планируется, что в январе-августе этого года будет оплачено 73,1 млрд грн НДС при 53,4 млрд грн запланированных;

  • по сравнению с прошлогодними показатели поступлений НДС вырастут на 21,4 млрд грн, или в 1,4 раза, в т.ч. по сравнению с августом прошлого года – на 5,4 млрд грн (14 млрд грн против 8,6 млрд грн), или в 1,6 раза.


И это еще и при условии введения в связи с эпидемией COVID-19 льгот (освобождения от НДС) для товаров, направленных на борьбу с эпидемией.

В результате имеем – Председатель ГНС доволен результатами, Министр финансов Украины Сергей Марченко доволен перевыполнением планов (индикативов). А налогоплательщики довольны отсутствием налоговых проверок как стрессового и удручающего явления.

Приведенное ярко продемонстрировало, что налоговые проверки не так уж и нужны – без них обеспечивается нормальный результат бюджетных поступлений и даже больше, чем при проведении проверок (сравнивая показатели 2020 и 2019 годов).

4.

Чего же теперь мы можем ожидать? После окончания карантина/моратория – есть понимание, что налоговые органы начнут «повальные» проверки плательщиков. И тот бизнес, который «выжил» во время пандемии в условиях экономического кризиса, может «пасть жертвой» административной системы. За период карантина накопился вал нереализованных проверок (тех же плановых), и эта «плотина прорвется» после окончания моратория и «накроет 9 валом» тот бизнес, который еще функционирует.

А зачем? Зачем, когда экономические показатели и налоговые поступления лучше, чем ожидалось.

При этом, окончание моратория/карантина совсем не означает окончание пандемии. Такое положение не что-то временное и такое, что пройдет. Общество не сможет вернуться к тому, «как было раньше» – это новые реалии, в которых нам придется жить дальше. И бизнес меняется и приспосабливается, в частности дистанционная (надомная) работа сотрудников уже стала нормой.

Более того, термин «удаленная работа» появился в Кодексе законов о труде Украины (далее – КЗоТ) – изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» от 30 марта 2020 года № 540-IX (далее – Закон № 540-IX). В частности, п. 6-1) ч. 1 ст. 24 КЗоТ предусмотрено обязательную письменную форму «при заключении трудового договора о дистанционной (надомной) работе».

И указанные изменения «не привязаны» к карантину. В ст. 60 КЗоТ «Гибкий режим рабочего времени» в новой редакции:

«По согласованию между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом для работника может устанавливаться гибкий режим рабочего времени на определенный срок или бессрочно как при приеме на работу, так и впоследствии.

Дистанционная (надомная) работа – это такая форма организации труда, когда работа выполняется работником по месту его жительства или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, но вне помещения работодателя.

При дистанционной (надомной) работе работники распределяют рабочее время по своему усмотрению, на них не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, если иное не предусмотрено в трудовом договоре».


То есть после окончания карантина, по согласованию между работником и работодателем, работники могут находиться на дистанционной (надомной) работе – это становится нормой трудовых отношений.

В таком случае выездная налоговая проверка, «которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка», – становится анахронизмом, пережитком и ненужным рычагом давления, который при дистанционной организации работы вообще не может быть практически реализованным.

Это вроде понятия «спекуляция», которое с рыночной экономикой просто потеряло свой смысл и актуальность, оставшись пережитком советских времен. Пока не так очевидно, но в условиях диджитализации мы именно к этому и идем в вопросе бумажных документов и выездных проверок.

Тренд ослабления административного давления мы бы видели в какой-то степени в противовес предыдущему тренду фискализации. Например, касательно порядка реорганизации/ликвидации субъектов предпринимательской деятельности были внесены изменения, которыми в противовес предыдущим правилам об обязанности плательщика предоставить справку из налоговой об отсутствии задолженности – ввели обязанность налогового органа после получения информации о ликвидации/реорганизации в определенный срок внести информацию в Единый банк данных юридических лиц о наличии/отсутствии задолженности по налогам. В случае бездействия налоговой и не внесении данных в определенный срок – ст. 1, 25 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» закреплен принцип молчаливого согласия органа на государственную регистрацию прекращения юридического лица.

То есть от заангажированности и фискализации – к ослаблению давления и развитию экономики. И максимальное уменьшение налоговых проверок – одно из основных направлений. При этом отметим, что у государства остаются другие механизмы воздействия в случае сомнений в законности деятельности плательщика – блокировка налоговых накладных, направление запросов, регистрация уголовных производств.

Приведенное доказывает резонность и разумность, даже без карантина, серьезно ограничить количество привычных проверок и право на их проведение.

5.

Изменения должны быть введены до 2021 года (исходя из ожиданий, что в 2021 году карантин и/или мораторий таки закончатся), поскольку в противном случае возможен обратный эффект – уменьшение поступлений в бюджет из-за увеличения административного давления.

6.

П. 52-2 Подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса установлено ряд правил:



  • «Информация о переносе документальных плановых проверок, которые в соответствии с планом-графиком проведения плановых документальных проверок должны были начаться в период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина ... включается в обновленный план-график ... в течение 10 календарных дней со дня окончания действия карантина ...».


  • «Документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, временно останавливаются на период по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина .... Такая остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом».


  • «На период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 настоящего Кодекса».


Что это значит? А это значит, что после окончания карантина, например, в 2021 году, кроме текущих и плановых проверок, запланированных на 2021 год – будут добавлены плановые проверки 2020 года еще и с периодом проверки не 3 (1095 дней), а 4 года, поскольку сроки давности, определенные ст. 102 Налогового кодекса на период карантина, остановлены. Получается, что и документы плательщики должны сохранять дольше?

А насколько это оправдано? Ведь идеологической основой сроков давности являются две основные составляющие:


  • все течет и все меняется. Недаром в правовой системе закреплены сроки давности: ведь с течением определенного времени меняется как (і) лицо, его взгляды, поведение, а поэтому нельзя наказывать «новое лицо» за деяния «старого»; так и (ii) общественный интерес/общественная опасность – с течением времени даже нанесенный в прошлом ущерб теряет свою значимость, и ресурс, потраченный на его установление, будет значительно больше, чем сам такой ущерб (если был нанесен);

  • правовая определенность. Если «раскручивать» прошлое до бесконечности, теряется правовая определенность, предсказуемость, стабильность. И наоборот, создается пространство для манипуляций, злоупотреблений, давления со стороны государственных органов.


Приведенной позиции придерживается и Европейский суд по правам человека, который отмечает в частности, что исковая давность – это законное право правонарушителя избежать преследования или привлечения к суду по истечении определенного периода, прошедшего после совершения правонарушения. Применение сроков исковой давности имеет несколько важных целей, а именно: обеспечивать юридическую определенность и окончательность, защищать потенциальных ответчиков от просроченных исков и предотвращать несправедливость, которая может произойти в случае, если суды будут вынуждены решать дела о событиях, имевших место в далеком прошлом, опираясь на доказательства, которые уже, возможно, потеряли достоверность и полноту с течением времени (п. 51 Решения по делу «Стаббингс и другие против Соединенного Королевства»; п. 570 Решение по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России»).

К слову, мораторий на сроки давности в связи с карантином не был применен к уголовным производствам (подробнее в нашем эксклюзиве «УГОЛОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА: когда и для чего стоит посмотреть на сроки расследования»). А вопросы уголовных производств – более серьезные и касаются большей общественной опасности и общественного интереса государства.

Так зачем создавать еще большую правовую неопределенность в вопросах налогообложения?

Поэтому целесообразно было бы изменить, для начала, хотя бы предписания п. 52-2 Подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса и сделать, так сказать, «cut off» этой ситуации, начиная следующий после моратория период «с чистого листа» без «проверочных хвостов».

Поскольку в противном случае, в случае реализации проверок 2020 года в 2021 году, согласно кривой Лаффера бюрократическое бремя увеличится – а поступления налогов неизбежно уменьшатся.

И это не просто теория – приведенное доказывается уже и тем, что качество таких налоговых проверок с учетом фактически двойной нагрузки на налоговый орган (проверки 2020 и 2021 годов) – будет не просто сомнительным, а откровенно плохим. Соответственно, даже при фактическом наличии нарушения со стороны плательщика, результаты налоговой проверки будут отменены (учитывая позицию Верховного Суда, когда процедурных нарушений достаточно для отмены результатов проверки), и поступления в бюджет не увеличатся, а вот расходы точно увеличатся, как минимум, на сумму компенсации расходов на правовую помощь, понесенных плательщиком.

Поэтому, учитывая неплохие показатели поступлений в бюджет в 2020 году, – приведенные переходные положения Налогового кодекса касательно «продления» запланированных на 2020 год проверок после завершения карантина и «продления» сроков давности должны быть пересмотрены и отменены.

Указанное усматривается логичным и на тех основаниях, что установленные правила вводились тогда, когда было неизвестно, сколько продлится карантин. Однако на данный момент, когда прошло уже полгода, а 2020 год подходит к концу – логично, что вопросы о проверках 2020 года и остановки сроков давности являются неактуальными и будут иметь, скорее, отрицательный налоговый эффект.

7.

А что же касается практического применения с учетом вышесказанного, то тут усматриваются следующие возможности: ...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 3351

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Ожидаете возобновления проверок с 1 июля 2023 года? А они по многим вопросам уже «здесь» 04 мая, 2023    2502

Сезон проверок налоговой соблюдения валютного законодательства в части сроков расчетов по экспортно-импортным операциям открыт 28 апреля, 2023    760

Новые правила игры налогового контроля за крупными налогоплательщиками
или
Нужно ли на самом деле подавать электронный аудиторский файл (SAF-T UA) налоговикам при проведении документальной проверки
31 августа, 2021    1009

Try it again, или как обойти мораторий на налоговые проверки второй раз 14 июня, 2021    1059

«САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР», или
КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ
14 декабря, 2020    2288

КАРАУЛ УСТАЛ! (ОБ ОТМЕНЕ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК) 05 октября, 2020    1977

УГОЛОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА: когда и для чего стоит посмотреть на сроки расследования 25 августа, 2020    42072

Прокомментировать