+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Электронный кабинет налогоплательщика: от зарождения идеи до воплощения ее на практике

24 февраля, 2018 Эксклюзив

Получение от контролирующих органов информации и документов всегда требовало от бизнеса экстра выдержки, сил и кучу времени. Так, даже получение актов сверки расчетов было для бизнеса задачей не из легких, сложность которого зависела от многих факторов, начиная от отпуска или больничного налогового инспектора, завершая наличием (а, скорее, отсутствием) офисно-канцелярского обеспечения. Что уж говорить о более «сложных» вопросах администрирования налогов и сборов.

С началом функционирования электронных сервисов указанные проблемы бизнеса если не решаются, то, по крайней мере, смягчаются. Простое логическое программное обеспечение максимально упрощает администрирование налогов и взаимодействие с контролирующими органами. В значительной степени уменьшается и административная нагрузка на контролирующие органы, снижаются расходы на содержание аппарата контролирующих органов и коммуникацию в бумажной форме.

С такими соображениями мы обратились к опыту других стран в вопросе введения электронных сервисов и их эффективности. Был изучен опыт и правовое регулирование электронных сервисов ряда стран, в частности Эстонии, Грузии, Чешской Республики и Дании. Опыт, конечно, различается: где-то это точечно электронные сервисы исключительно в целях налогового администрирования, где-то это введение электронных сервисов «повсюду» для взаимодействия со всеми контролирующими органами.

Так, к примеру, в Эстонии почти все взаимодействие с государственными органами осуществляется в основном с помощью электронных сервисов (99 % услуг доступны онлайн). При этом электронные сервисы построены по принципу единого окна: если что-то было предоставлено государству один раз, то в следующий раз не предоставляется, поскольку государство уже это имеет и само обеспечивает взаимодействие между государственными органами и базами данных. В том числе, и благодаря электронным сервисам, эстонская система признана эффективной системой сбора налогов в мире – эстонцы для сбора 100 евро налогов тратят до 0,4 евро (расходы бюджета на налоговые и таможенные органы). Кроме того, введение электронных сервисов в Эстонии позволило экономить 2 % ВВП (презентация относительно электронных сервисов Эстонии).

Поэтому вопрос о необходимости и эффективности электронных сервисов скорее риторический.

На базе опыта других стран в 2015 году нами были подготовлены предложения касательно соответствующей законодательной инициативы. В частности, касательно легитимации и предоставления четкого правового статуса такого электронного сервиса как электронный кабинет налогоплательщика (далее – ЭКН), а также расширения его функционала, который бы действительно позволил свести личное общение с налоговиками до минимума, а информацию о налогоплательщике сделал доступной и прозрачной.

Отметим, что в 2015 году ЭКН должен был выполнять только две функции:

  • подготовить, заполнить и отправить налоговую отчетность в электронном виде;
  • просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом (карточки лицевых счетов).

Об этом отмечали контролирующие органы на официальных сайтах, например, соответствующее сообщение о начале функционирования нового электронного сервиса ЭКН от 07.07.2015 года доступно по ссылке.

Но на самом ли деле ЭКН уже работал летом 2015 года «надежно и удобно», и выполнял, по крайней мере, две базовые функции, как об этом уверяли налоговики?

Однозначно НЕТ, и это подтвердит любой из бизнес-сообщества, кто хотя бы раз пытался зайти в ЭКН и подать налоговую отчетность или просмотреть состояние расчетов с бюджетом. ЭКН в 2015 году НЕ РАБОТАЛ даже в таком ограниченном формате.

Об этом безоговорочно свидетельствуют и многочисленные форумы бухгалтеров, которые в 2015 году пытались таки воспользоваться, конечно, славным «новым сервисом» от налоговой. В частности, на практике постоянно возникали проблемы и перебои в работе ЭКН, о чем налоговики отвечали, мол «ЭКН работает в тестовом режиме, мы о проблемах ничего не знаем, присылайте свои замечания, будем разбираться».

Ниже для примера объема проблем в работе ЭКН 2015 года сжатая выписка из форума бухгалтер 911:

September 04, 2015 4:03:24 PM

«Открыла свой отчет по ЕСВ за август в кабинете. Отправляла через Арт-Звит. Додаток к табл.1 у меня заполнен, а в кабинете отражаются пустые значения. за июль и раньше – та же картина.

Нестыковка программ что ли. Проверила еще одно предприятие, отправляла через Соту – то же самое».

«Арт-Звит и Соната – это стабильно работающие программы, в отличии от вечно тестового Кабинета».

September 07, 2015 2:53:51 PM

«Подскажите пожалуйста в чем может быть проблема, если при запуске пишет “Помилка ідентифікації користувача”?»

September 20, 2015 2:28:46 PM

«Кабінет платника видає object reference not set to an instance of an object.

Декларація по ПДВ, спочатку імпортувала з ОПЗ, при збереженні чи відправці видає object reference not set to an instance of an object. Видалила.

Набрала безпосередньо у Кабінеті платника, помилок не показує, відправляти не дає: object reference not set to an instance of an object що з цим робити, як побороти?»

October 01, 2015 3:10:42 PM

«Декілька днів підряд кабінет платника видає 502 Bad Gateway. Як з цим боротись?»

October 01, 2015 5:17:25 PM

«У меня уже 3-ю неделю получается зайти только физлицами. Юрлиц не пускает! Вот только что пустил юрлицо, успела одну цифру глянуть и вылетело все. А физлица – стабильно».

October 07, 2015 3:32:19 PM

«Кабинет отказывается отправлять отчеты. Невозможно также сохранить. Ругается и закрывается. Может кто-то знает, в чем дело?»

October 16, 2015 1:38:20 PM

«Это уже второй месяц творится. Дозвонились в ДФС по 0800501007*51. Говорят, что первый раз слышат о проблеме.

Сказали отскринить все ошибки, описать действия, при которых они возникают и отправить им на эл.почту infozvit@sfs.gоv.ua – будут разбираться.

На словах: несмотря на то, что и ОПЗ, и ед.окно обновились – обновлением кабинета никто не занимается.

Так что, если кому-то нужен работающий кабинет, то не ленимся и шлем скрины с описанием и свидетельством массовости траблов. Авось починят».

November 11, 2015 9:09:10 AM

«Открыла свой отчет по ЕСВ за август в кабинете. Отправляла через Арт-Звит. Додаток к табл.1 у меня заполнен, а в кабинете отражаются пустые значения. За июль и раньше – та же картина».

November 11, 2015 9:13:21 AM

«Вчера с большим трудом зашла в кабинет и ужаснулась: в отчетах по 1-ДФ нет половины строчек… Отправляла через СОНАТУ, смотрю у себя заполнено 26 строчек, а там отражается только 10. Может ли при отправке «потеряться половина отчета»? Или это проблема в кабинете?

Кто просматривает свои отчеты через кабинет, у вас все правильно отражается, а то у меня паника?»

И это можно продолжать до бесконечности …

Поэтому, прежде всего, задачей ЭКН мы видели следующим образом:

  • максимально упростить администрирование налогов и взаимодействие с налоговыми органами;
  • решить проблемы простым, логичным ПО, права на которое будут принадлежать государству;
  • минимизировать вмешательство должностных лиц контролирующих органов и возможность установки искусственных алгоритмов (как было с учетом авансовых платежей по налогу на прибыль);
  • гарантировать налогоплательщику стабильный и качественный сервис.

Также необходимым считали и расширение функционала ЭКН, в связи с чем изначально предлагалось:

Касательно состояния расчетов с бюджетом

  • доступ и контроль за управлением данными интегрированной карты и информации о камеральных проверках;
  • сверки расчетов с бюджетом в реальном времени, в том числе долга, пени и штрафных санкций;
  • осуществление зачета излишне/ошибочно уплаченных сумм денежных обязательств в реальном времени.

Касательно СЭА НДС

  • доступ и контроль по данным СЭА НДС в режиме реального времени;
  • полная и детализированная расшифровка в режиме реального времени каждого из показателей формулы;
  • информирование о дате и размере увеличения регистрационной суммы;
  • работа с НН в этом сервисе: формирование, проверка, подтверждение для отражения в налоговом кредите.

Касательно взаимодействия по другим вопросам

  • регистрационные вопросы: постановка/перерегистрация/снятие, как плательщика НДС, на специальный режим налогообложения, др.;
  • обжалование: получение актов проверок, НУР и др., подача жалоб, а также контроль хода и результатов рассмотрения жалоб;
  • переписка: подача и контроль хода и результатов рассмотрения обращений, запросов, получение справок;
  • проверка контрагентов: статус плательщика НДС, долг, отсутствие по местонахождению и т. п.

Но для достижения указанных целей правовой статус ЭКН, прозрачность и стабильность соответствующего ПО, порядок его администрирования, а также функционал ЭКН, который бы позволял налогоплательщикам реализовать большинство своих прав и обязанностей в бесконтактный способ, должен был быть закреплен на законодательном уровне.

Подготовленный законопроект был направлен на урегулирование указанных выше вопросов. Первые презентации соответствующей законодательной инициативы состоялись в июле 2015 года. Имеющиеся наработки были направлены в Американскую Торговую Палату и Европейскую Бизнес Ассоциацию для организации общественных обсуждений среди представителей бизнес-сообщества (законопроект в первой редакции и презентация).

По результатам ряда встреч и обсуждения указанной законодательной инициативы с представителями бизнес-сообщества в рамках Американской Торговой Палаты и Европейской Бизнес Ассоциации, бизнес-сообщество поддержало указанные предложения концептуально и предложило некоторые уточнения в технической части внедрения и функционирования электронного сервиса – ЭКН.

Существенной доработки первая редакция законопроекта потерпела уже в октябре 2015 года, после его обсуждения на заседании Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВРУ, инициированного и проведенного народным депутатом Остриковой Т.Г. В частности, по результатам такого обсуждения к дальнейшей доработке законопроекта были привлечены представители ГФСУ, ответственные за электронные сервисы службы, а также технические специалисты, которые непосредственно занимались разработкой программного обеспечения электронных сервисов ГФСУ.

Тогда законопроект об ЭКН был, фактически, изложен в новой, второй редакции. Необходимость его принятия было поддержана Комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики ВРУ, в том числе и председателем комитета – госпожой Южаниной Н.П., и включено в законопроект о налоговой либерализации № 3357 с незначительными правками со стороны комитета (законопроект во второй редакции и презентация).

В то же время по мере подготовки и отработки законопроекта об ЭКН, менялся и сам ЭКН. Уже в мае 2016 года он в основном работал стабильно, а функционал был значительно расширен: появились вкладки по СЭА НДС, СЭА РГ, регистрации НН, учетным данным налогоплательщика, переписке с ГФС, информации из реестров, заявлений/запросов на получение информации. Также появился налоговый календарь, образцы бланков налоговой отчетности.

То есть, хотя и не гласно, но действующий на то время ЭКН фактически «дорабатывался» (доделывался) ГФСУ в соответствии с задачами и функциями, заложенными во второй редакции законопроекта об ЭКН.

Окончательная, третья редакция законопроекта об ЭКН, дорабатывалась нами уже в пределах рабочей группы при Министерстве финансов Украины с привлечением IT-специалистов ГФСУ, независимых IT-специалистов, представителей Совета Бизнес-Омбудсмена. Это была сложная, но достаточно эффективная работа, в результате которой принципы создания и функционирования ЭКН были изменены концептуально. Также были доработаны отдельные технические аспекты администрирования работы ЭКН, включая распределение функций между методологом и администратором ЭКН, выявление и устранение ошибок в работе ЭКН т.д. (законопроект в третьей (окончательной) редакции).

Ниже приводим краткое изложение того, чем новая (третья) редакция законопроекта об ЭКН отличалась от предыдущей (второй) редакции, включенной в законопроект № 3357:

  1. В новой редакции электронный кабинет – это электронная система взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными, в том числе контролирующими органами по вопросам реализации их прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Налоговым кодексом. Электронный кабинет может быть реализован в виде портального решения, программного интерфейса («API») и других средств электронной связи (в предыдущем законопроекте № 3357 предусматривалось только портальное решение).
  2. Все документы контролирующих органов составляются исключительно в электронной форме и направляются в кабинет налогоплательщика независимо от того, какую форму взаимодействия он выбрал. То есть учетная запись создается для всех зарегистрированных налогоплательщиков и вся переписка со стороны налоговых органов с плательщиком фиксируется и сохраняется в электронной системе. В случае, если налогоплательщик не использует эту электронную систему (отказался или не определил порядок такого взаимодействия), то одновременно с отправкой электронного документа в электронный кабинет такому плательщику направляется копия электронного документа в бумажной форме по почте.
  3. Введены новые понятия, в частности, «электронный адрес» и порядок его уведомления контролирующему органу через электронный кабинет; «методолог электронного кабинета» и «технический администратор электронного кабинета» с соответствующим разграничением сфер полномочий между ними, «методологическая ошибка» и «техническая ошибка» с уточнением сути каждой из них, в зависимости от чего предусмотрен различный порядок их устранения.
  4. Дополнены права и обязанности налогоплательщиков, а также обязанности контролирующих органов в связи с введением электронного кабинета.
  5. Существенно изменен порядок переписки с налогоплательщиком с учетом того, что все документы контролирующие органы будут составлять исключительно в электронной форме, но использование электронного кабинета налогоплательщиками является добровольным (по усмотрению налогоплательщика).
  6. Изменены принципы создания и функционирования электронного кабинета (отдельные определения уточнены с учетом предложений представителей ГФСУ, Минфина, Совета Омбудсмена, отдельные вообще исключены как нерелевантные, например, касательно публикации открытого исходного кода текущей версии программного обеспечения электронного кабинета).
  7. Изменен и порядок использования электронного кабинета налогоплательщиком (добровольно, с возможностью в любой момент отказаться от его использования).
  8. Урегулирован вопрос о порядке (часах) работы электронного кабинета и проведения его технического обслуживания.
  9. Изменен порядок действий в случае выявления методологической и/или технической ошибки.

Таким образом, новый законопроект был существенно доработан и принципиально отличался от предыдущей (второй) редакции, включенной в законопроект № 3357. Именно эта, третья редакция законопроекта об ЭКН, с незначительными правками, была принята ВРУ в составе Закона Украины № 1797-VIII от 21.12.2016 года.

Что реализовано на практике начиная с января 2018 года

Согласно Закону Украины № 1797-VIII от 21.12.2016 года положения Налогового кодекса о введении работы электронного кабинета налогоплательщика должны были вступить в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 01 января 2018 года.

Напомним, что п. 5 Заключительных и переходных положений Закона Украины № 1797-VIII от 21.12.2016 года Кабинету Министров Украины было поручено, среди прочего, в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить разработку, создание и внедрение программного обеспечения ЭКН.

То есть, фактически, исполнительной власти был предоставлен год на разработку и внедрение ЭКН.

По состоянию на январь 2018 года на практике ГФСУ функционал электронного кабинета по сравнению с тем, который закреплен на уровне Налогового кодекса Украины, реализован лишь частично. В частности, электронный кабинет обеспечивает возможность:

  • просмотра в режиме реального времени информации о налогоплательщике, данных оперативного учета налогов и сборов (в том числе, данные интегрированных карточек налогоплательщиков), данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных системы электронного администрирования реализации горючего;
  • заполнения, проверки и подачи налоговых деклараций, отчетности в контролирующий орган;
  • регистрации, корректировки налоговых накладных/расчетов в Едином реестре налоговых накладных;
  • просмотра в режиме реального времени информации о налоговых накладных/расчетах корректировки;
  • доступа налогоплательщиков к системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • информирования о статусе контрагентов по публично доступным данным информационных ресурсов центрального органа исполнительной власти.

Но до сих пор не обеспечена реализация следующих функций электронного кабинета, а именно отсутствует возможность:

  • выбора способа взаимодействия через электронный кабинет (17.1.13. НКУ), и, соответственно, отсутствует поле для электронного адреса налогоплательщика в учетных данных налогоплательщика (14.1.56. НКУ);
  • просмотра данных о таможенных платежах;
  • наложения электронной цифровой подписи должностного лица налогового органа и печати налогового органа на данные, отражаемые в ЭКН;
  • проведения сверки расчетов с наложением электронной цифровой подписи должностного лица налогового органа и печати налогового органа;
  • управления суммами ошибочно/излишне уплаченных денежных обязательств;
  • административного обжалования решений налоговых органов;
  • просмотра информации касательно решений о ликвидации контрагентов и о привлечении контрагентов к ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • внесения изменений в учетные данные и снятия с учета;
  • получения любых документов с наложением электронной цифровой подписи должностного лица налогового органа и печати налогового органа.

Не предусмотрены отдельные формы для обращений касательно получения лицензий, разрешений, регистрации объекта интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, получения документов, подтверждающих страну происхождения, выдаваемых таможнями. Также не реализована возможность подачи уведомлений о технической или методологической ошибке электронного кабинета, которые, как понимаем, исходя из положений ст. 42 1.2. Налогового кодекса, должны быть предусмотрены отдельно в разделе «Заявления, запросы для получения информации».

Кроме того, фактически, речь идет не об электронном документообороте между налогоплательщиком и контролирующим органом, а о направлении скан-копий определенных документов в формате «*.pdf» с наложением электронной цифровой подписи/печати на сопроводительное письмо.

Таким образом, в настоящее время функционал ЭКН реализован лишь частично, поэтому он не в состоянии обеспечить полноценное взаимодействие налогоплательщиков с контролирующими органами в электронной форме средствами электронной связи, как это предусмотрено Налоговым кодексом Украины.

Кто виноват?

В связи с этим возникает вопрос – почему органами исполнительной власти не выполнены предписания закона? Кто виноват в том, что ЭКН не работает и через год после того, как соответствующие положения о порядке его функционирования были закреплены на уровне закона? Речь идет об очередном саботаже со стороны органов исполнительной власти, в частности ГФСУ, выполнении четких предписаний Налогового кодекса Украины, или отсутствует надлежащее финансирование их реализации на практике?

Будут ли депутаты обращаться в органы исполнительной власти с запросом о предоставлении объяснений причин такого невыполнения требований Налогового кодекса Украины?

Напомним, что во время принятия Закона Украины № 1797-VIII от 21.12.2016 года предлагалось, что базы данных и информационные ресурсы, используемые контролирующим органом, должны быть переданы в Министерство финансов Украины. Но в последний момент правка от депутата во время голосования покинула базы данных в ГФСУ.

Кабинету Министров Украины было поручено определить порядок контроля, в том числе мониторинга, Министерством финансов Украины администрирования ГФСУ баз данных и информационных ресурсов, используемых для администрирования налогов, сборов и других обязательных платежей. По состоянию на февраль 2018 года отсутствует информация о порядке контроля.

Мы уверены, что полноценный электронный кабинет уменьшит коррупцию в органах ГФСУ и существенно уменьшит расходы налогоплательщиков на администрирование налогов. Но для этого остался «малый» шаг: привлечь к ответственности виновных в том, что электронный кабинет в нарушение требований закона до сих пор не работает, и наконец создать полноценный электронный сервис.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2018

Просмотры 3523

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Проект закона № 2260: что изменится в сфере электронного документооборота в случае его подписания Президентом Украины 01 июня, 2020    456

Доверили свою электронную подпись другому лицу: какие риски? 27 января, 2020    396

Электронный кабинет налогоплательщика – что планировалось и как произошло… 12 ноября, 2019    1976

Онлайн-договор Шредингера – он есть или его нет? 17 октября, 2019    470

Налог на выведенный капитал 05 сентября, 2019    9536

Электронная подпись на обычной флешке: to be, or not to be 09 июля, 2019    788

Электронные доказательства: европейский взгляд и отечественная судебная практика 25 апреля, 2019    564

Электронные доверительные услуги: что изменилось? (часть 2) 05 декабря, 2018    580

Электронные доверительные услуги: что изменилось? (часть 1) 04 декабря, 2018    740

Система электронного администрирования — НДС на ручном управлении? 17 сентября, 2018    2494

Искусство правильного обращения с электронными доказательствами 19 июля, 2018    1094

Что делать, если регистрацию налоговой накладной остановлено? 04 августа, 2017    24667

Прокомментировать