+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

УГОЛОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА: когда и для чего стоит посмотреть на сроки расследования

авторы: Александр Минин, Антонина Городецкая

25 августа, 2020 Эксклюзив

В последнее время происходит некий «ренессанс» активности, связанной с проведением досудебных расследований в уголовных производствах: «требования» о предоставлении документов и информации со ссылкой на ст. 93 Уголовного процессуального кодекса Украины, определения о временном доступе и даже обысках, их выполнение, вызовы на допрос, меры обеспечения и тому подобное.

Кажется, налоговики не знают, что делать сейчас спустя почти уже полугодовой мораторий на проведение всех основных видов проверок в связи с карантином, поэтому участились и запросы со ссылкой на Налоговый кодекс Украины, и увеличение активности через следственные органы. При этом в качестве основания используют даже еще некоторые «припорошенные пылью» дела.

Такой всплеск активности наблюдается не только в связи с налогами, но и по другим делам о «беловоротничковых преступлениях», которые ведут различные органы.

Как известно, обычными словами «открыть уголовное дело» очень просто. Что и делают, когда нужно.

И что же, дело может тянуться почти до бесконечности, все это время обеспечивая основу для потенциальных действий по этому делу? Или сроки ограничены общим указанием на необходимость соблюдения «разумных сроков» или иным образом?

Может ли обвинение базироваться на доказательствах, полученных вне определенного срока?

Эти и другие вопросы мы рассматриваем в этом обзоре с некоторыми практическими советами для тех, кто сталкивается с такими вопросами.

1.

Вопрос сроков в уголовном процессе является важной составляющей гарантий прав личности. Особенно это касается сроков досудебного расследования.

На уровне международных договоров не установлены ограничения по конкретным срокам, однако установлены четкие ориентиры для их определения и закрепления на национальном уровне.

В частности, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее – Конвенция) определено, что каждый при решении вопроса касательно его гражданских прав и обязанностей или при определении обоснованности любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на справедливое и открытое рассмотрение в течение разумного срока.

А п.п. с) п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года предусмотрено, что каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения быть судимым без неоправданной задержки.

Согласно практике Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) , в уголовных делах «разумный срок», о котором говорится в Конвенции, зависит от сложности дела, действий следственных органов, и может на практике даже отсчитываться раньше, чем это установлено национальным законодательством, например: со дня, когда выписан ордер на арест; с даты, когда заинтересованному лицу было официально сообщено, что против него возбуждено уголовное дело; с даты, когда было начато досудебное следствие (дела «Вемхов против ФРГ» от 25.06.1968 года, «Ноймастер против Австрии» от 27.06.1968 года, «Рингейзен против Австрии» от 16.07.1971 года).

В то же время, сроки, как таковые, должны быть установлены национальным законом, и их обеспечение является неотъемлемой составляющей верховенства права.

2.

Важность сроков досудебного следствия подтверждена и в Решении Конституционного Суда Украины от 30.01.2003 года № 3-рп/20031, в котором суд, рассматривая вопрос сроков досудебного расследования согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины 1960 года, в контексте вопроса, не нарушает ли положение Конституции возможность их продления, хотя бы в порядке и на дополнительный срок, определенный УПК, отметил:

«Таким образом, законом установлено общее правило – досудебное следствие должно быть закончено в течение двух месяцев, а продолжение этого срока является исключением из этого правила. Соблюдение сроков следствия является одним из условий выполнения задач быстрого и полного раскрытия преступлений.

Сроки досудебного следствия в соответствии с международными договорами Украины должны быть разумными. Статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года предусмотрено, что каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения быть судимым без неоправданной задержки (подпункт "с" пункта 3).

Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года каждый при разрешении вопроса касательно его гражданских прав и обязанностей или при установлении обоснованности любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на справедливое и открытое рассмотрение в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом, установленным законом.

Понятие "разумный срок досудебного следствия" является оценочным, то есть таким, который определяется в каждом конкретном случае с учетом совокупности всех обстоятельств совершения и расследования преступления (преступлений). Определение разумного срока досудебного следствия зависит от многих факторов, включая объем и сложность дела, количество следственных действий, число пострадавших и свидетелей, необходимость проведения экспертиз и получения выводов и тому подобное.

Но при любых обстоятельствах срок досудебного следствия не должен превышать пределы необходимости. Досудебное следствие должно быть закончено в каждом деле без нарушения права на справедливое судебное разбирательство и права на эффективное средство защиты, что предусмотрено статьями 6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод».


И далее в этом Решении Конституционный Суд приходит к выводу, что именно ограниченность досудебного расследования конкретными сроками, с возможностью их продления только как исключение и только опять-таки в пределах сроков конкретно определенных законом, обеспечивает соответствие положениям Конституции.

3.

Определение сроков досудебного расследования в уголовном процессе претерпело изменения при переходе к новому процессуальному кодексу:

3.1.

До 2012 года процесс осуществлялся согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины 1960 года, принятому УССР (далее – УПК УССР 1960 года), который был получен «в наследство». Вместе с этим, УПК УССР 1960 года четко устанавливал сроки досудебного следствия, которые в соответствии со ст. 120 определялись следующим образом: «Досудебное следствие в уголовных делах должно быть закончено в течение двух месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения дела до направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или до закрытия или прекращения производства по делу».

И хотя УПК УССР 1960 года содержал ряд «своих» недостатков, по крайней мере были четкие и понятные строковые рамки (с определенным моментом начала отсчета срока и моментом завершения) досудебного расследования, а соответственно и рамки процессуальных действий.

3.2.

В 2012 году вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее – УПК), который в первоначальной редакции по сути вообще не определял должным образом сроков досудебного расследования касательно его возможной продолжительности и ограничивался общим указанием касательно «разумности» сроков. В частности, согласно ст. 219 УПК Украины в редакции 2012 года было установлено:

«1. Досудебное расследование должно быть закончено:

1) в течение одного месяца со дня уведомления лица о подозрении в совершении уголовного проступка;

2) в течение двух месяцев со дня уведомления лица о подозрении в совершении преступления».


То есть конкретные сроки устанавливались только для продолжительности расследования после предоставления уже сообщения о подозрении. А до наступления такого события УПК не содержал каких-то конкретных ограничений по срокам.

В условиях Украины это практически следует признать недостатком и пробелом в необходимом регулировании.

Такие положения закона имели следствием фактически «бесконечные» уголовные производства. Ведь с момента регистрации уголовного производства до момента сообщения лицу о подозрении – ограничений в сроках расследования не было установлено. И органы досудебного следствия спокойно «расследовали» уголовные производства и 2, и 3, и 5 лет, периодически проводя допросы, обыски и тому подобное. Уже не говоря об имуществе, арестованном в рамках такого уголовного производства на годы.

4.

Такое состояние производств, которое приводило к неоправданному принуждению и давлению на задействованных и потенциально задействованных лиц, было со временем осознано. На законодательном уровне начались изменения.

4.1.

Законом Украины от 03.10.2017 года № 2147-VIII «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (далее – Закон № 2147-VIII) наконец были внесены изменения в УПК Украины, и ст. 219 УПК Украины в редакции после 16.03.2018 года закрепила:

«1. Срок предварительного расследования исчисляется с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований до дня обращения в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности или до дня принятия решения о закрытии уголовного производства.

Срок досудебного расследования с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований до дня сообщения лицу о подозрении составляет:

1) шесть месяцев – в уголовном производстве по уголовному проступку;

2) двенадцать месяцев – в уголовном производстве по преступлению небольшой или средней тяжести;

3) восемнадцать месяцев – в уголовном производстве по тяжкому или особо тяжкому преступлению».


И хотя вместе с тем есть определенные возможности и процедура для продления такого процессуального срока, однако УПК Украины в редакции после 16.03.2018 года наконец установлены по крайней мере какие-то четкие сроки досудебного расследования, которые учитываются с момента внесения сведений об уголовном производстве в Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР), что базисно создает невозможность неоправданных «нескончаемых» уголовных производств.

4.2.

В то же время п. 4 § 2 раздела 4 Закона № 2147-VIII (sic! При этом такие положения непосредственно в УПК не вносились) был оставлен и «неприятный сюрприз», поскольку им закреплено, что указанные конкретные сроки досудебного расследования «не имеют обратного действия во времени и применяются к делам, по которым сведения об уголовном правонарушении внесены в Единый реестр досудебных расследований после введения в действие этих изменений».

Возможно, это было определенным компромиссом, который, однако, оставлял буквально возможность расследования уголовных производств, возбужденных до 16.03.2018 года, в рамках предыдущих «бесконечных» сроков досудебного следствия.

Однако можно утверждать, что указанные положения Закона № 2147-VIII все-таки не подлежали применению, поскольку:

4.2.1.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 УПК Украины:

«1. Процессуальное действие проводится, а процессуальное решение принимается в соответствии с положениями этого Кодекса, действующими на момент начала выполнения такого действия или принятия такого решения».

То есть УПК Украины прямо устанавливает, что все процессуальные действия и решения принимаются исключительно в соответствии с положениями УПК Украины, действующими на момент принятия соответствующего решения/совершения процессуального действия.

Собственно УПК Украины не содержит положений о применении к «старым» уголовным производствам норм УПК Украины, которые утратили силу или иных положений, которые предусматривали бы применение старых неограниченных сроков.

Ч. 3 ст. 9 УПК Украины в свою очередь установлено:

«3. Законы и другие нормативно-правовые акты Украины, положения которых касаются уголовного производства, должны соответствовать настоящему Кодексу. При осуществлении уголовного производства не может применяться закон, который противоречит настоящему Кодексу».

То есть высшим законом касательно процедуры уголовного производства является собственно УПК Украины. А положения законов, которые противоречат УПК Украины, – не подлежат применению.

Приведенное подтверждается и тем, что все процессуальные действия должны приниматься исключительно в определенный УПК Украины (и только УПК!) срок, в частности, согласно ч. 1 ст. 116 УПК Украины установлено, что:

«1. процессуальные действия должны совершаться в течение установленных этим Кодексом сроков…».

Соответственно, предписания п. 4 § 2 раздела 4 Закона Украины от 03.10.2017 года № 2147-VIII, которые противоречат УПК Украины, не подлежали и не подлежат применению.

4.2.2.

Закон № 2147-VIII был «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты».

То есть с вступлением Закона № 2147-VIII в силу 15.03.2018 года – состоялось фактическое внесение изменений в соответствующие процессуальные кодексы и законодательные акты. Соответственно, для регулирования тех или иных отношений применяются кодексы/законы в новой редакции, а не закон о внесении изменений.

С вступлением в силу соответствующих изменений в кодексы и законы – Закон № 2147-VIII исчерпал свое действие. Соответственно, Закон № 2147-VIII не может быть применен для регулирования любых правоотношений.

Значит, для совершения процессуальных действий подлежат применению положения действующего УПК Украины, а не положения закона, который исчерпал свое действие.

Приведенное подтверждается, по аналогии, и Решением Конституционного Суда Украины от 26.06.2008 года № 13-рп/2008:

«Законы о внесении изменений в Конституцию Украины после осуществления функции носителя конституционных норм теряют свое действие, оставаясь значимыми только исторически. Поэтому логично, что конституционные нормы этого закона, набрав силу, должны содержаться только в Конституции Украины и иметь высшую юридическую силу.

Закон Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" является таким, который прекратил действовать одновременно с вступлением в силу донесенными им в Конституцию Украины новыми конституционными нормами. Имея историческую ценность, указанный Закон не существует как регулятор общественных отношений.

Такую позицию выработал Конституционный Суд Украины, принимая Определение от 5 февраля 2008 года № 6-у/2008 об отказе в открытии конституционного производства в деле по поводу конституционного представления другого субъекта права на конституционное представление – 102 народных депутата Украины – относительно Закона: "Положения закона о внесении изменений в Конституцию Украины после вступления им в силу становятся неотъемлемой составляющей Конституции Украины – отдельными ее положениями, а сам закон исчерпывает свою функцию».


Таким образом, положения Закона № 2147-VIII не подлежали и не подлежат применению к уголовно-процессуальным правоотношениям. Для определения сроков досудебного расследования подлежат применению действующие на момент совершения процессуального действия положения ст. 219 УПК Украины.

4.2.3.

Учитывая вышеизложенное в том числе уголовные производства, внесенные в ЕРДР с 2012 года по 2018 год, должны были быть закрыты на основании абз. 2 п. 10) ч. 1 ст. 284 УПК Украины в связи с истечением сроков досудебного следствия, определенных ст. 219 УПК Украины в редакции с 16.03.2018 года.

Однако, к сожалению, на практике органы досудебного следствия игнорировали указанные обстоятельства, и уголовные производства, досудебное следствие по которым продолжается годами, еще до сих пор в 2020 году незаконно остаются открытыми.

5.

Дальнейшие сопутствующие изменения вступили в силу 01.07.2020 года, которые внесены в УПК Законом Украины № 2617-VIII от 26.11.2018 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» (далее – Закон № 2617-VIII), согласно которому:

«21) части первую и вторую статьи 219 заменить четырьмя новыми частями следующего содержания:

"1. Срок досудебного расследования исчисляется с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований до дня обращения в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности или до дня принятия решения о закрытии уголовного производства.

2. Срок досудебного расследования с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований до дня сообщения лицу о подозрении составляет:

1) двенадцать месяцев – в уголовном производстве по нетяжкому преступлению;

2) восемнадцать месяцев – в уголовном производстве по тяжкому или особо тяжкому преступлению...».


Итак, ст. 219 УПК Украины в части определения сроков досудебного расследования этим изменено полностью. При этом Закон 2617-VIII не содержит ограничений/предостережений касательно применения каких-то специальных (неопределенных) сроков к определенным уголовным производствам по дате их внесения в ЕРДР (которое было бы незаконным как показано выше в Разделе 3).

Таким образом, это изменение может пониматься как окончательное решение вопроса касательно разрешенных законом сроков расследования: с 01.07.2020 года – все «старые» уголовные производства, внесенные в ЕРДР с 2012 года по 2018 год, подлежат закрытию на основании абз. 2 п. 10) ч. 1 ст. 284 УПК Украины в связи с истечением сроков досудебного следствия, определенных ст. 219 УПК Украины в редакции с 01.07.2020 года.

6.

Закрытие «старых» уголовных производств, разрешенный срок для которых уже иссяк, должно осуществляться «автоматически».

В частности, согласно ст. 294 УПК Украины:

«1. Если досудебное расследование преступления до момента сообщения лицу о подозрении невозможно закончить в срок, указанный в части второй статьи 219 настоящего Кодекса, указанный срок может быть продлен неоднократно следственным судьей по ходатайству прокурора или следователя, согласованного с прокурором, на срок, установленный пунктами 2 и 3 части четвертой статьи 219 этого Кодекса.

5. Ходатайство о продлении срока досудебного расследования представляется не позднее пяти дней до истечения срока досудебного расследования, установленного статьей 219 этого Кодекса.

Срок досудебного расследования, который закончился, восстановлению не подлежит».


7.

А что на практике, если по расчетам, исходя из известной даты начала (внесения в реестр досудебных расследований), разрешенный законом срок расследования исчерпан, а данных о его закрытии нет, и продолжаются какие-то действия, например, вызов на допрос? ...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 790

Прокомментировать