Обязательное ежеквартальное декларирование предприятиями валютных ценностей за пределами Украины, даже при их отсутствии.

05 June, 2012 Exclusive

В статье представлен комментарий касательно вопроса обязательного ежеквартального декларирования резидентами Украины наличия или отсутствия валютных ценностей за пределами Украины.

І.

Непосредственным основанием для этого комментария послужило письмо Государственной налоговой службы Украины от 13 марта 2012 № 6994/7/22-3317. Этим письмом доказывается, что с 1 января 2012 года подача декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, в налоговые органы и органы Национального банка Украины проводится в сроки, определенные Налоговым кодексом Украины для декларации по налогу на прибыль предприятий.

Такое декларирование осуществляется поквартально.

А без получения справки о проведении такого декларирования предприятие не сможет осуществлять внешнеэкономическую деятельность: согласно ст. 2 Указа Президента № 319/94 “О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами” – “осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами предпринимательской деятельности Украины разрешается только при наличии деклараций, предусмотренных статьей 1 данного Указа».

Так, при осуществлении экспортно-импортных операций одним из документов, обязательных для подачи в таможенный орган, является Справка о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами1.

И даже если валютные ценности отсутствуют, то и тогда следует проводить декларирование в налоговые органы и подавать таможенным органам Справку об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества2.

Итак, для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, независимо от наличия или отсутствия валютных ценностей за пределами Украины, являются обязательными ежеквартальные, т.е. 4 раза в год, походы в налоговую для подачи такой декларации и получения справки о декларировании.

Без этого внешнеэкономическая деятельность предприятия автоматически блокируется.

ІІ.

Как видим, упомянутое регулирование добавляет всем субъектам внешнеэкономической деятельности 4 декларации в год, которые должны подаваться в налоговую, и получение соответствующих справок для подачи для тех же таможенных органов.

Усматривается, что и это является одним из элементов чрезмерно обременительной системы отношений с налоговыми органами, которые тянут вниз показатели Украины в соответствующих рейтингах. Так, согласно общему докладу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Ведение бизнеса”3 2011 года по уровню внешней торговли Украина из 183 стран мира занимала 136 место, а в 2012 еще ухудшила показатели – и опустилась на 140 место. Стабильно низким, согласно указанному докладу, остается и место Украины в сфере налогообложения – 181 из числа 183 стран, охваченных обзором.

При таких обстоятельствах логично было бы ожидать шаги, направленные на уменьшение элементов чрезмерного административного вмешательства. И формально так оно и было заявлено. Так, еще 2 июня 2010 года Комитет по экономическим реформам при Президенте Украины утвердил Программу экономических реформ на 2010-2014 годы “Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство”. Согласно пункту 2 вводной части программы, одним из стратегических направлений преобразований в Украине установлено формирование режима максимального содействия бизнесу путем уменьшения вмешательства государства в экономику и снижение административных барьеров для его развития.

На практике же по рассматриваемому элементу валютного декларирования мы видим сохранение позиций чрезмерного декларирования и администрирования, как свидетельствует и упомянутое вначале письмо ГНС Украины.

ІІІ.

Декларирование валютных ценностей в случае их отсутствия не установлено должным образом нормативно? Почему тогда?

Согласно Статье 9 Декрета Кабинета Министров Украины “О системе валютного регулирования и валютного контроля” и статьей 1 Указа Президента Украины “О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами”, как это признается совместным письмом Национального банка Украины, Государственной налоговой администрации Украины и Государственной таможенной службы Украины от 9 января 1998 года № 13-226/53-188, от 9 января 1998 года № 206/10/22-0110, от 12 января 1998 года № 11/3-247:

“… декларированию подлежит лишь наличие у резидентов валютных ценностей и имущества, находящихся за пределами Украины.

Таким образом, коммерческие банки, государственные налоговые администрации и региональные отделения Национального банка Украины принимают декларации у субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности только при наличии у них валютных ценностей и имущества, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, в порядке, предусмотренном приказом Министерства финансов Украины от 25.12.95 г. N 207, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11.01.96 г. N 18/1043. …”.

То есть, согласно базовым документам (Декрету и Указу), в случае отсутствия валютных ценностей за пределами Украины декларацию подавать не нужно.

А почему тогда обращаться в таком случае в налоговую?

Потому что так предусмотрено вышеуказанным совместным письмом, которое даже в Минюсте не зарегистрировано (!). Однако это не мешает применению указанного письма. И получается: не принесешь справку от налоговой – не сможешь практически осуществлять внешнеэкономическую деятельность – экономическая деятельность заблокирована.

То есть требование, не обеспеченное законодательно, выполняется через незаконный принудительный механизм блокирования внешнеэкономической деятельности.

ІV.

Остановка деятельности предприятий как санкция возможна согласно Закону “О внешнеэкономической деятельности”, однако такая санкция применяется только в определенных законом случаях, специальными органами и на специальных условиях (лицензирование), и может быть обжалована в установленном порядке. То есть система приостановления деятельности на условиях Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” содержит, по крайней мере, способы защиты предприятия от противоправных решений, а также устанавливает возможность осуществлять деятельность (а не полностью ее останавливает) на ограниченных условиях.

Уже исходя из вышеуказанных оснований, правомерность таких последствий как фактическое блокирование внешнеэкономической деятельности из-за необращения в налоговую, даже в случае отсутствия валютных ценностей за пределами Украины, не согласуется с указанным законом.

V.

Исходя из чисто нормативной и практической точки зрения, система декларирования валютных ценностей содержит очевидные признаки противоправности и противоречивости. При этом такие признаки проявляются на всех этапах декларирования: от подачи декларации до привлечения к ответственности. Ниже приводим лишь отдельные коллизии, которые введены существующей системой норм.

Согласно ст. 9 Декрета Кабинета Министров “О системе валютного регулирования и валютного контроля”:

“1. Валютные ценности и иное имущество резидентов, которое находится за пределами Украины, подлежит обязательному декларированию в Национальном банке Украины”.

Порядок и сроки декларирования устанавливаются Национальным банком Украины…».

То есть, согласно Декрету КМУ 15-93, который имеет силу закона, декларирование должно проводиться только при наличии валютных ценностей за рубежом, только в НБУ.

А на практике порядок и сроки декларирования валютных ценностей и имущества, принадлежащих резидентам и находящихся за рубежом, урегулированы не Национальным банком Украины, а, например, Приказом № 207 Министерства финансов Украины “Об утверждении формы Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами”, вместе с рядом писем Национального банка Украины, Государственной налоговой администрации Украины и Государственной таможенной службы Украины, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины и, соответственно, не могут иметь силы нормативно-правового акта и определять права или обязанностях частных лиц.

Вопрос, насколько Указ Президента “О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами” мог расширять эти положения, а зарегистрированное в Минюсте письмо расширяет еще дальше.

VI.

Даже если оставить в стороне все нормативно-правовые несогласованности “нормативно-правового”(?) обеспечения рассматриваемого декларирования, остается вопрос целесообразности существования этого механизма и цели его применения.

Указ Президента Украины “О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами” принят еще в 1994 году – периоде экономической слабости и нестабильности, неконтролируемости валютных потоков и отсутствия эффективного государственного аппарата. В целях поддержки экономики, предотвращения массового незаконного оттока валюты и возвращения в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами, государством был принят ряд жестких мер в сфере валютного регулирования (который, при этом, действует до сих пор). Одним из таких мероприятий стала система декларирования валютных ценностей с установленным запретом осуществлять внешнеэкономическую деятельность без соответствующих “справок”.

Возможно, в переходный период украинской экономики в 1990-х годах, такие жесткие меры и были необходимы для обеспечения надлежащего функционирования государства. Однако в современных условиях система вышеуказанных “справок”, как условие для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия, превратилась скорее в дополнительный бюрократический барьер, в частности для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Архаизм современного валютного регулирования подтвержден, например, недавним Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности” от 15 ноября 2011 года, которым, среди прочего, отменена уголовная ответственность за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте, которая была предусмотрена статьей 207 Уголовного кодекса Украины. Как следует из пояснительной записки к проекту указанного закона, законопроект отменяет уголовную ответственность за те деяния в сфере хозяйственной деятельности, которые на сегодня потеряли признаки повышенной общественной опасности.

То есть уже на законодательном уровне прослеживается понимание того, что жесткие правила валютных и внешнеэкономических отношений не соответствуют современному состоянию развития государства, нарушения в данной сфере не имеют признаков общественной опасности, а вопрос возвращения в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами, не является таким острым, как это было 18 лет назад.

Изложенное показывает, что система декларирования валютных ценностей за пределами Украины, которая состоит фактически в запрете ведения внешнеэкономической деятельности без наличия “справок” о таком декларировании является неэффективной, устаревшей, непропорциональной установленной цели и требует соответствующих изменений.

VII.

Целесообразной видится отмена всей этой системы справок и валютного декларирования в действующем архаичном виде.

При необходимости, НБУ может установить порядок и условия декларирования теми предприятиями, которые имеют валютные ценности за границей. Других же имеет смысл освободить от ежеквартальных, 4 раза в год, походов для такого декларирования в налоговую и получения от налоговой необходимых при существующей системе справок.

Начало изменений этой системы может быть сделано даже отзывом вышеупомянутого совместного письма Национального банка Украины, Государственной налоговой администрации Украины и Государственной таможенной службы Украины от 9 января 1998 года № 13-226/53-188, от 9 января 1998 года № 206/10/22-0110, от 12 января 1998 года № 11/3-247 (это тот, который даже в Минюсте не зарегистрирован) и исключение таким образом соответствующих справок из перечня документов для таможни, при наличии которых только и возможно осуществление внешнеэкономической деятельности.

Возможно, этого можно достигнуть и с помощью действий Минюста, ведь указанное письмо в Минюсте не зарегистрировано.

Лучшим же и наиболее продуктивным шагом для решения этих вопросов было бы признание таким, который утратил силу, Указа Президента от 18.06.1994р. № 319/94 “О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами”. Усматривается, что этот Указ выполнил свою задачу, на сегодняшний день потерял актуальность и превратился скорее в преграду осуществления внешнеэкономической деятельности. Поставленные им задачи обеспечиваются другими нормативными актами, например, Законом “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте”.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечание:

1 По форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 25 декабря 1995 № 207.

2 По форме, утвержденной совместным письмом Национального банка Украины, Государственной налоговой администрации Украины и Государственной таможенной службы Украины от 9 января 1998 года № 13-226/53-188, от 9 января 1998 года № 206/10/22-0110, от 12 января 1998 года № 11/3-247.

3 Можно найти по ссылке.

Kind regards,

© TOV "KM Partners", 2012

Views 16516

Comment